Гайд по согласованию сделок M&A стратегических компаний

Как стратегическая компания может получить согласование своей сделки в Правительственной комиссии по иностранным инвестициям и у Президента РФ

Юрий Николаев
Управляющий партнер МКА «Николаев и партнеры»

Профессиональный стаж — более 20 лет. Ключевые специализации: сопровождение сделок M&A в Правительственной комиссии, корпоративное право.

Для получения одобрения на совершение любой сделки стратегической компании, нужно получить рекомендацию Правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями и согласие на сделку Президента Российской Федерации.

На сегодняшний день проведено менее 10 сделок. Однако, полагаем, что в 2025 году сделки со стратегическим компаниями не будут столь редким явлением. 

Дело в том, что 15.10.2024 официально опубликована Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации № 268/1.

В соответствии с пунктом 3 выписки, теперь все компании, рыночная стоимость которых более 50  млрд рублей, обязаны получать согласие Президента Российской Федерации.  Кроме того, не стоит забывать об Указах Президента Российской Федерации: от 01.03.2022 года, №81, от 05.08.2022   №520,  от 04.08.2004 №1009 и Распоряжениях Президента от 9 ноября 2022 г. N 372-рп, и от 26 октября 2022 г. N 357-рп.

Таким образом, настоящие нормативные акты в совокупности значительно увеличивают количество компаний, подпадающих под правовое понятие «стратегических».

Какие сделки M&A согласовываются президентом

а) с акциями «стратегов» по Указу Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009;

б) с акциями, долями (вкладами), обществ, которыми прямо или косвенно владеют «стратеги»;

в) с долями участия, правами и обязанностями, принадлежащими участникам Соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-1» и Соглашения о разработке и добыче нефти на Харьягинском месторождении;

г) с акциями, долями (вкладами), обществ, являющихся производителями, поставщиками и сервисменами оборудования для ТЭК по Распоряжению Президента от 9 ноября 2022 г. N 372-рп;

д) с акциями, долями (вкладами), кредитных организаций, по отдельному Распоряжению Президента от 26 октября 2022 г. N 357-рп;

е) с акциями, долями (вкладами), обществ недропользователей, участков недр, с извлекаемыми запасами:

  • не менее 20 млн тонн нефти;
  • не менее 20 млрд куб. метров природного газа;
  • не менее 35 млн тонн угля;
  • урана, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, меди;
  • участков недр, месторождениями алмазов, золота, лития, металлов платиновой группы;
  • участков недр внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации; 

ж) по ч. 3 Выписки № 268/1 от 15.10.2024 — любые компании с рыночной совокупной стоимостью от 50 млрд рублей.

Обращаем ваше внимание: не имеет правого значения, есть ли во владении стратегической компании лицо, из недружественной юрисдикции. Достаточно, чтобы компания соответствовала хотя бы по одному из критериев, указанных выше.

Механизм согласования сделок стратегических компаний

Механизм согласования сделок стратегических компаний у Президента РФ пересекается с процедурой согласования сделок M&A с иностранным участием в подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями (далее, по тексту Правительственная комиссия), но имеет свои особенности: по требованиям к сделке, по пакету документов, по регламенту прохождения сделки в государственных органах.  

По вопросу о том, кому сдавать пакет документов и кто его согласовывает.

Пакет документов подается в Администрацию Президента РФ (далее — АП РФ). При подаче рекомендуем вместе с пакетом документов на бумажном носителе предоставить его электронную версию. Дело в том, что на первом этапе согласования АП РФ оставляет оригинальный бумажный вариант у себя, а его электронный образ пересылает в Минфин РФ, последний направляет документы, как правило, в Минпромторг РФ. В Минпромторге РФ начинается изучение сделки по существу. Как правило, в этом участвуют не менее двух департаментов — отраслевой, например, ТЭК и правовой. По результату работы ведомство либо не рассматривает документы, либо составляет отказ. В случае согласия со сделкой -направляет представление на имя главы Минфина РФ. Минфин РФ передает документы в Минэкономразвития РФ, где пакет документов изучается аналогичным образом. В случае согласия со сделкой Минпромторга, Минфина, Минэкономразвития — документы направляются на голосование в Правительственную комиссию. В случае, если за сделку проголосуют все 100% голосов, представителей профильных ведомств, протокол, носящий рекомендательный характер, направляется в Администрацию Президента Российской Федерации. Только после получения протокола Правительственной комиссии Администрация Президента приступает к изучению сделки.

Особенные требования к пакету документов

Правительственная комиссия наделена дополнительными правами по проверке целесообразности такой сделки. Проблема заключается в том, что в законодательстве отсутствует правовой термин — целесообразность сделки. Из практики мы рекомендуем указывать, безусловно, если это соответствует действительности, что целью сделки может являться (в данном примере речь идет о внутригрупповой сделки):

  • совершение сделки связано исключительно с оптимизацией структуры управления аффилированных компаний;
  • создание новых рабочих мест, наращивание производственных мощностей и увеличение поступлений в бюджет Российской Федерации;
  • взятие кредита на иную компанию в рамках внутригрупповой сделки.

С учетом этого, стандартный пакет документов необходимо дополнить:

  • специальным письмом, где нужно объяснить цель сделки. Письмо готовится в виде заявления о выдаче специального разрешения на осуществление сделки на основании Указа Президента от 05.08.2022 № 520 «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций»;
  • желательно с использованием инфографики показать структуру владения компании до и после сделки без учета смены конечного бенефициара. 

Внутригрупповая сделка, как в случае «стандартных» сделок M&A с иностранным участием, сама по себе имеет следующие отличия:

  • не нужно предоставлять справку KPI;
  • не нужно делать оценку стоимости бизнеса;
  • нет требования по оплате добровольного взноса в бюджет РФ.

Что касается внешней сделки, как мы предполагаем, речь может идти о смене владельца для стратегических компаний только в случае, если такая смена продиктована выводом из-под санкций конечного бенефициара.

Особенности, которые необходимо учитывать, чтобы документы были рассмотрены и рассмотрены положительно:

  1. Рекомендуем при заполнении заявления не указывать ОКВЭДы, с так называемыми конкурирующими видами деятельности, за которые отвечают разные департаменты в Минпромторге РФ.  В противном случае есть риски того, что пакет документов останется без рассмотрения, так как ни один из департаментов не возьмет его в работу, ссылаясь на подведомственность коллег из другого структурного подразделения.
  2. Постоянно отслеживать актуальность ранее поданного пакета документов. Дело в том, что при рассмотрении пакета документов к ним применяются последние требования, существующие на дату рассмотрения, а не на дату подачи.
  3. В случае наличия требований об оплате добровольного взноса необходимо представить выписку со счета или любой иной документ, безусловно доказывающий, что российский покупатель имеет средства как на покупку компании, так и на оплату добровольного взноса.
  4. Несмотря на нежелание собственников обязательно указывать паспортные данные конечных бенефициаров. Правительственная комиссия ссылается на пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024), где прямо указаны требования о предоставлении паспортных данных конечными бенефициарами.