Что такое аутсорсинг: мифы и реальность
Представления об аутсорсе не всегда совпадают с реальной практикой. Эксперт Василий Стахив рассказывает об этой многогранной теме
Разработка маркетинговой стратегии, развитие продаж, бизнеса и новых направлений; анализ целевой аудитории, ценообразование и продуктовый маркетинг.
Максимально улучшить и упростить рабочие процессы без ущерба качеству — цель каждого владельца бизнеса. Казалось бы, аутсорсинг — один из самых эффективных инструментов. Однако организации не спешат передавать свои задачи внешним подрядчикам. Почему? Типичные опасения: потеря контроля, утечка данных, рост ошибок.
Что говорит статистика
Согласно опросу KPMG «Outsourcing on the fast track», 50% участников исследования — руководителей крупных международных организаций — считают аутсорсинг верным решением. При такой модели на внешнее обслуживание передаются, как правило, нецелевые, поддерживающие процессы. Другими словами — функции, которые не требуют узкоспециализированной экспертизы. Но в России бизнес все еще относится к аутсорсингу настороженно.
Российский рынок аутсорсинга оценивается в 15–20 млрд рублей. Если добавить инсорсинг, то есть передачу проекта другому подразделению внутри компании, — получится порядка 70 млрд рублей. Данные показывают, что клиенты больше доверяют второй модели. Топ-менеджеры не спешат передать внешним провайдерам даже простые задачи — сомневаются в их должной вовлеченности. Кроме того, сильна привычка держать ситуацию под тотальным контролем.
Однако для аутсорсера поддерживающие процессы — основной бизнес. Профильный провайдер владеет проверенными практиками, оперативно внедряет их с помощью современных технологий и собственных IT-решений. Поэтому многие представления о внешнем обслуживании на деле оказываются мифами. О них и поговорим подробнее.
Миф 1. Нельзя делегировать не налаженный процесс
Компания не верит, что можно получить качественный и недорогой результат «под ключ» с помощью аутсорсера. Сначала она вкладывает средства в самостоятельное выстраивание внутренних процессов. А когда большая часть работы сделана, теряется смысл делегирования.
Реальность: суть аутсорсинга как раз заключается в том, чтобы заказчик не тратил время и инвестиции. Оптимизировать процессы можно с помощью готового опыта и наработанной экспертизы стороннего провайдера.
Миф 2. Важные данные могут попасть «не в те» руки
Вместе с задачами и процессами к аутсорсеру перенаправляется и большой пласт данных. Владельцы бизнеса опасаются утечки персональной или коммерческой информации.
Реальность: аутсорсинговые компании уделяют большое внимание инфо- и кибербезопасности. Особый для них приоритет — развитие IT-инфраструктуры, а она создает прочный фундамент для стабильной и безопасной работы.
Разумеется, вопросы безопасности — всегда первые в списке для каждого заказчика. Но самые большие инвестиции аутсорсеры делают именно в IT. Это обеспечивает высокий уровень сохранности конфиденциальных сведений. А у некоторых компаний — правда, их не много на рынке — есть специализированный сертификат ISO/IEC 27 001. Документ подтверждает соответствие процессов международным стандартам информационной безопасности.
Миф 3. Возникнут сложности с контролем
Потенциальные клиенты отталкиваются от представлений о собственном персонале. Сотрудников нередко приходится контролировать и мотивировать — значит, и подрядчика тоже. Но как это организовать в условиях аутсорса?
Реальность: главная цель стороннего исполнителя — эффективность бизнес-процессов заказчика. Достигается она с помощью прозрачного взаимодействия: клиент получает отчет на каждом этапе работы. При таких условиях он может оперативно влиять на ситуацию.
Миф 4. Снизится качество процессов
Заказчик сомневается: выстроена ли система управления качеством у аутсорсера должным образом. Если сотрудник не находится в офисе и его никто не видит, сложно поверить и в его полную самоотдачу.
Реальность: у аутсорсинговой компании отлажена система управления качеством при высокой скорости обработки обращений. В ходе заключения договора подписывается соглашение об уровне сервиса (SLA). И, как уже было отмечено выше, максимальная прозрачность взаимодействия позволяет сразу зафиксировать снижение показателя и немедленно принять меры.
Компании-аутсорсеры могут использовать многоуровневую систему контроля качества. Во-первых, это введение KPI по каждому процессу — из них в итоге и формируется SLA. Во-вторых, в аутсорсинге важно выстроить среду, которая постоянно мотивирует сотрудников качественно работать. В-третьих, существует алгоритм, который анализирует и отрабатывает все ошибки. Это позволяет быстро отреагировать на нарушение и позаботиться о том, чтобы в будущем оно не повторилось.
Подводя итоги, отметим, что в текущих бизнес-реалиях аутсорсинг пока еще мало распространен. Однако поддерживающие процессы — тот пласт работы, который может быть смело делегирован. Внешний исполнитель заберет рутину на себя, а у заказчика освободится время для решения более значимых вопросов.