Как внедрить ИИ в клиентский сервис: 6 шагов для предпринимателей
Как бизнесу уже сегодня достичь нового уровня в клиентском сервисе с помощью индивидуальных решений искусственного интеллекта
Более 10 лет управленческого опыта в маркетинге. Возглавляла маркетинг в Mercedes-Benz Financial, в зарубежных стартапах и в российских проектах.
Искусственный интеллект становится привычным рабочим инструментом в маркетинге и сфере обслуживания клиентов. Инновации в сфере машинного обучения и моделей большого языка дают возможность предприятиям точнее выявлять потребности своей аудитории и повышать качество работы с клиентами.
Пробные версии продуктов и выгодные предложения уходят в прошлое. Теперь компании учатся выстраивать путь клиента с персональным помощником. Например, прогнозировать поведение покупателя, опираясь на его предпочтения, а после удерживать интерес с помощью персонализированных сообщений.
Новый подход к работе с клиентами
Использование искусственного интеллекта (ИИ) с машинным обучением (англ. machine learning, ML) в маркетинге — большой шаг вперед для брендов. Алгоритмы МL позволяют компаниям предсказывать потребности клиентов и быстро на них реагировать. Большие языковые модели (англ. large language model, LLM) делают общение с клиентом качественным и естественным, создают для него персональный контент. Путь от знакомства до покупки становится индивидуальным и заботливым. Предприниматели осознают, что удовольствие клиента — приоритетная задача. Поэтому инвестируют в технологии, чтобы не угадывать, а превосходить ожидания покупателей.
Новый подход отличается от привычной модели «продавец-покупатель», где компании просто предлагают свои продукты или услуги. Благодаря внедрению ИИ, производители работают на опережение, и клиент получает комфортный, надежный сервис. Исследование Deloitte отмечает, что около 80% руководителей в сфере услуг планируют инвестировать в технологии ИИ в течение следующих двух лет.
Как с помощью ИИ сделать клиенту хорошо
Опыт внедрения ИИ в процесс работы с клиентами можно разобрать на примере туристической индустрии:
- Персонализированные рекомендации. Система с ИИ анализирует информацию о предыдущих поездках клиента, учитывает его предпочтения и рекомендует новые места и отели, которые скорее всего понравятся человеку.
- Понятное общение. С помощью LLM чат-бот ведет естественный человеческий диалог с клиентом, советует и помогает с планированием путешествия.
- Прогнозирование потребностей. С технологиями МL алгоритм предугадывает желания клиентов или возможные проблемы, и вовремя отправляет подходящие предложения.
- Разрешение неприятностей через чат-ботов. Чат-боты с функцией естественного общения успешно решают проблемы клиентов, находя для них мгновенные решения.
- Увлекательный контент. LLM создает захватывающий контент о путешествиях и заставляет клиента испытывать волнующее и приятное предвкушение поездки.
Такой персонализированный подход сильно меняет привычное взаимодействие с клиентом для туристических компаний. Использование ИИ увеличивает объем продаж, повышает лояльность клиентов и помогает сделать услугу незабываемой.
Плюсы чат-ботов на базе ИИ
Чат-боты облегчают компаниям взаимодействие с клиентом. Они доступны 24/7, быстро отвечают и заботливо помогают с оформлением заказа. Чат-боты становятся в разы полезнее, если делать их на базе искусственного интеллекта.
Консультация в нерабочие часы
В отличие от людей-операторов, чат-боты не зависят от часовых поясов, выходных и доступности сети в офисе. Сервис, который моментально помогает решить проблему клиента, запоминается как надежный, а значит, к нему захочется вернуться снова.
Подробная консультация по продукту
Чат-боты на базе ИИ не нуждаются в справочнике, вся информация о продукте уже загружена в их систему. Используя алгоритмы ML, чат-боты понимают и интерпретируют сложные запросы, предлагают подробную информацию о продуктах или услугах.
Например, в туристической индустрии чат-бот предоставляет подробную информацию о направлениях, вариантах размещения и маршрутах путешествий. А после — предлагает персональные рекомендации, основанные на предпочтениях клиентов. Такая глубина консультаций гарантирует, что клиенты принимают обоснованные решения, повышается качество услуги.
Непрерывное обучение и адаптация
Чат-боты с ИИ постоянно учатся и адаптируются, опираясь на взаимодействие с клиентами. Боты анализируют предыдущие диалоги, понимают предпочтения клиентов и со временем точнее попадают в ожидания покупателя. Этот процесс адаптивного обучения гарантирует, что чат-боты станут мастерами помощи клиентам.
Сбор данных для персонализации
Решающую роль в сборе информации о клиентах выполняют чат-боты. Отслеживая взаимодействие, предпочтения и поведение клиентов, чат-боты создают базу данных для дальнейшего анализа. Эта информация помогает компании в будущем адаптировать свои услуги в соответствии с конкретными потребностями клиентов.
Продуктивное и приятное общение
Чат-боты на базе ИИ, хоть и дополняют человеческую работу, имеют больше способностей, чем один человек. Они могут параллельно обрабатывать большой объем диалогов без ущерба для времени отклика. Последовательность чат-ботов гарантирует, что клиенты получат актуальную и точную информацию. Кроме того, боты на базе ИИ исключают возможность человеческих ошибок и предвзятости, становясь надежным и объективным источником информации.
Навигация по пути клиента
На начальных этапах пути клиента чат-боты с ИИ помогают с изучением продукта и принятием решений. В процессе покупки следят, чтобы ничто не сбило транзакцию, подсказывают следующее действие. После покупки боты предлагают помощь в решении вопросов или проблем. Цикл непрерывного обучения гарантирует, что каждое взаимодействие становится продуктивнее и приятнее для пользователя.
Внедрение таких чат-ботов с искусственным интеллектом — это экономически выгодная стратегия, особенно для компаний с годовым оборотом, превышающим 300 миллионов рублей. Для тех, у кого оборот ниже этого порога, есть вариант изучить уже готовые решения, это экономичный подход. Масштабируемость и успешный опыт внедрения чат-ботов с искусственным интеллектом делают их доступными для предприятий разных размеров.
Как внедрить ИИ в бизнес
Планировать и подключать инструменты искусственного интеллекта лучше поэтапно, после тщательного анализа.
Шаг 1. Оценить потребности и цели бизнеса
Для начала стоит определить области, в которых ИИ принесет больше всего пользы. Это может быть обслуживание клиентов, маркетинг и др. Опереться можно на идеи из отчета Deloitte, чтобы согласовать цели бизнеса с тенденциями отрасли.
Шаг 2. Исследовать готовые решения
Чтобы сэкономить время и не тратить силы на изобретение колеса, стоит изучить существующие решения ИИ от надежных поставщиков, таких как OpenAI, Amazon, Google или Microsoft. Выбор готовых решений — экономически удачная отправная точка для внедрения ИИ.
Шаг 3. Проверить гипотезы
Начать сотрудничество с выбранным поставщиком ИИ лучше с проверки гипотезы. Стоит подключить внутренних разработчиков, чтобы настроить запросы к API и внутренним системам и оценить влияние ИИ на бизнес-процессы компании. Этот шаг поможет оценить, насколько эффективно выбранное ИИ-решение.
Шаг 4. Оценить затраты и перспективы
Как только инструменты ИИ продемонстрируют ожидаемый эффект, следует оценить затраты, связанные с дальнейшим использованием. Может оказаться, что разработать внутренние модели будет экономнее, чем пользоваться внешними услугами. В долгосрочной перспективе выбранное решение должно работать на рост прибыли компании.
Шаг 5. Обсудить с экспертами
Этот шаг нужен, чтобы оценить, какую конкретную пользу технология принесет бизнесу, какой у нее потенциал. Опыт консультантов поможет разработать комплексную стратегию реализации ИИ в компании. Это важно на ранних стадиях внедрения ИИ.
Шаг 6. Внедрять и оптимизировать
После запуска в работу инструментов ИИ, следует постоянно оптимизировать их на основе отзывов, показателей производительности и меняющихся потребностей бизнеса, чтобы эффективность системы продолжала приносить прибыль.
Если годовой оборот компании свыше 300 миллионов рублей, внедрение инструментов искусственного интеллекта — удачная стратегия на перспективу. Однако для небольших предприятий более подходящим и экономичным вариантом будет изучение уже готовых решений. Используйте преобразующий потенциал ИИ, адаптируя подход к конкретному контексту и стремлениям компании.
Опыт лидеров рынка
Ниже приведен опыт четырех организаций, которые успешно интегрировали ИИ в путь клиента.
Amazon
Что сделали: Внедрили системы рекомендаций на основе ИИ.
Польза для клиента: Покупатели получают персональные рекомендации по продуктам на основе истории посещений и купленных товаров.
Результат:
- Рост качества обслуживания клиентов
- Увеличение продаж
- Рост степени удовлетворенности клиентов
Что сделали: Интегрировали алгоритмы ИИ в поиск Google, чтобы улучшить релевантность поиска и удобство для пользователей.
Польза для клиента: Точные и релевантные результаты поиска.
Результат:
- Быстрее доступ к информации
- Лучше качество поиска
- Удобнее поиск для миллионов пользователей
Yandex
Что сделали: Добавили функцию быстрых ответов в поиске для языковой модели YandexGPT.
Польза для клиента: На сложные и комплексные запросы можно получить быстрый точный ответ без необходимости переходить на конкретные сайты.
Результат:
- Рост количества активных пользователей
- Развитие качества контента сайтов ради попадания в быстрый ответ
- Повышение конкурентоспособности платформы
Netflix
Что сделали: Подключили ИИ к рекомендации контента.
Польза для клиента: Подписчики получают персональные рекомендации фильмов и телепередач, основанные на истории просмотров и предпочтениях.
Результат:
- Рост посещаемости сайта пользователей
- Увеличение времени просмотра
- Сокращение оттока клиентов
Эти примеры показали, как внедрение искусственного интеллекта помогло дать больше пользы клиентам: от удачных рекомендаций до точных результатов поиска. Довольные клиенты придут еще и приведут друзей, ведь в прошлый раз платформа подобрала им отличный фильм или нужный товар, а поисковая система поняла с полуслова и выдала точный ответ на запрос.
Очевидно, что ИИ — находка для бизнеса, и компании, которые используют этот инструмент на полную мощность, быстро увеличивают свои показатели на конкурентном рынке. Это относится как к клиентскому опыту, так и к внутренним операциям.