Как правильно донатить государству

Какие налоги должны платить блогеры — рассказывает адвокат Сергей Гаевский.

Сергей Гаевский
Адвокат, управляющий партнер АБ «Гаевский и партнеры», член Совета МРО «Деловая Россия»

Юридический стаж — более 20 лет. Ключевые практики: банкротство и реструктуризация; корпоративное право и споры; налоговое право и споры; правовое сопровождение бизнеса

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

        В наше время особенно остро стоит вопрос собираемости налога.

Собираемость налога является одним из основных показателей результативности деятельности налоговой службы. Россия для обеспечения своих функций, осуществления обороны, исполнения социальных обязательств и выполнения других поставленных перед собой задач проводит строгую политику налогового контроля. Государство проводит комплексную работу в целях повышения собираемости налогов, расширяет полномочия налоговых органов (например, при выездных налоговых проверках), одновременно с этим несколько смягчает уголовное законодательство в части налоговых преступлений, принимает иные действия с целью наполнения бюджета.

          В целях собираемости налога фискалы стали интересоваться и теми, кого ранее обходили стороной. В числе этих лиц оказались и блогеры.

            ФНС РФ с 2022 года предупреждала блогеров о необходимости декларировать доходы, разрабатывала методику для выявления случаев уклонения блогеров от уплаты налогов и инструменты привлечения их к ответственности, осуществляла мероприятия налогового контроля в отношении ряда известных интернет-персон.

            Первые публичные итоги проводимой налоговой службой работы стали известны широкой общественности в марте 2023 года, когда появилась информация о первых возбужденных уголовных делах в отношении известных блогеров. Так, Валерии Чекалиной было предъявлено обвинение в уклонении от уплаты налогов на сумму более 300 миллионов рублей, Александра Митрошина уже выплатила государству порядка 127 миллионов рублей, а в отношении Елены Блиновской расследуется уголовное дело по неуплате налогов в размере более чем 900 миллионов рублей. И не стоит считать, что в налоговая служба прекратит осуществлять деятельность по налоговому контролю в этом новом для себя поле.

            Совсем недавно, 1 мая 2023 года Председатель Государственной Думы Российской Федерации Вячеслав Володин предложил взять ФНС РФ блогеров на особый учет, упомянув ФНС РФ как «оснащенную всем необходимым для выявления мошеннических схем».
            24 апреля 2023 года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу Российской Федерации пакет поправок в НК РФ, подготовленный Министерством Финансов Российской Федерации – блогеры, работающие из-за рубежа и размещающие контент на иностранных площадках, но получающее вознаграждение из России, также подпадут под отечественное налоговое законодательство.

            15 мая 2023 года Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин заявил, что СК РФ проведет новые проверки в отношении популярных блогеров в случае поступления соответствующих материалов от ФНС РФ. Александр Бастрыкин отметил, что с ростом доходов блогеров в геометрической прогрессии должны расти и суммы налогов, которые должны с них взиматься.

            24 мая 2023 года председатель комитета Государственной думы по защите конкуренции Валерий Гартунг заявил, что для блогеров требуется разработать специальный налоговый режим, так как «они просто не укладываются в установленные лимиты».

            30 мая 2023 года глава ФНС РФ Даниил Егоров на вопрос о том, есть ли у фискалов списки подлежащих проверке блогеров ответил: «У нас и список блогеров есть, и каких списков у нас только нет», подтверждая мнение о том, что проверка блогеров приобрела системный характер.

            В настоящее время правотворческая машина России непрерывно работает над модернизацией налогового законодательства для сбора налогов с блогеров.

            Согласно приблизительной статистике около 97% российских блогеров сотрудничают с рекламодателями и их представителями как физические лица. Статус самозанятого имеют чуть меньше 2% блогеров, как ИП оформлено менее 1%. 89% блогеров могут не иметь никакого юридического статуса.

            С точки зрения налогового законодательства блогеры имеют тот же статус, что и другие граждане, они обязаны уплачивать налоги в общем порядке и на них распространяются общие меры ответственности за неуплату налогов, такой правовой подход подтвержден письмом Министерства Финансов России от 20.08.2018 № 03-04-05/58764.

            Письмом ФНС от 16.06.2021 № БС-4-11/8412 разъяснено, что доходы блогеров – российских налоговых резидентов признаются объектом обложения налогом на доходы физических лиц и облагаются по ставке 13 %. Однако для лиц, получающих систематический доход от деятельности вариант уплаты НДФЛ не подходит ввиду того, что в этом случае такому лицу может грозить административная и уголовная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность.

            Многие блогеры оформлены как самозанятые, либо как индивидуальные предприниматели. Однако данные правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности имеют свои лимиты: 2, 4 миллиона рублей в года для самозанятых, для ИП на упрощенной системе налогообложения в 2023 году – 251 миллион рублей. Для ИП на основной системе налогообложения подобных лимитов не установлено, однако такие ИП обязаны нести полную налоговую нагрузку, которая кардинально отличается от налоговой нагрузки «упрощенцев».

            Многие «топовые» блогеры выбиваются из установленных налоговым законодательством лимитов и начинают предпринимать безвредные либо малозначительные, по их мнению, действия, создавая ИП на УСН для своих родственников и близких друзей, и продолжает свою деятельность через подставных лиц, каждое из которых не превышает установленных законом лимитов.

            Однако государство считает иначе, налоговые, следственные и судебные органы квалифицируют такие действия как дробление бизнеса и применяют по отношению к таким предпринимателям целый ряд статей налогового и уголовного кодексов Российской Федерации. Основные признаки дробления бизнеса перечислены письмами ФНС РФ от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ и от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@.

 

Как налоговая служба понимает, что блогер «экономит» на налогах 
1Блогер осуществляет свою деятельность через сеть взаимосвязанных юридических лиц и ИП, выполняющих однородные задачи, направленные на достижение общего результата и использующих упрощенную систему налогообложения
2Новые юридические лица и ИП появляются незадолго до превышения блогером собственного лимита, прописанного в НК РФ
3Юридические лица и ИП имеют одинаковые адреса регистрации, IP-адреса сайтов, счета в одном банке 
4Юридические лица и ИП используют общие средства для осуществления своей деятельности (один сайт, один аккаунт в социальных сетях)
5Наличие у данных юридических лиц и ИП общих контрагентов
6Юридические лица и ИП имеют предельные значения по оборотам, позволяющие применять специальные налоговые режимы

 

Данный перечень не является исчерпывающим, различные обстоятельства устанавливаются в каждом конкретно взятом случае, главная задача фискалов – доказать взаимосвязанность субъектов и отсутствие реального предпринимательского смысла «дробления» деятельности.

            В 2023 году государство смягчило ответственность за налоговые преступления, ряд основных налоговых составов (статьи 199, 199.1, 199.2, 199.4 УК РФ) переведен в разряд преступлений «средней» тяжести, по таким составам снижены максимальные сроки наказаний в виде лишения свободы, также уменьшены сроки давности привлечения к ответственности за их совершение, а список освобождающих от уголовной ответственности по таким преступлениям основаниям теперь выглядит следующим образом:

- лицо совершило преступное действие впервые и полностью погасило недоимку;

- суд, следователь с согласия руководства или дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить преследование, если обвиняемый возместит ущерб до момента назначения судебного заседания;

- уже возбужденное дело закроют, если предприниматель или компания уплатили всю недоимку по делу. Данное основание является нововведением 2023 года, прописано в ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Раньше от преследования освобождали только при первичном нарушении.

            Блогер Александра Митрошина заявила, что погасила основной долг, но не согласна с суммами штрафов, которые в совокупности составляют более 86 миллионов рублей. Штрафы блогер собирается оспаривать в рамках правового поля.

            Разбирательства в отношении Валерии Чекалиной и Елены Блиновской также не завершены и находятся в производстве следственного комитета России. Есть все основания предполагать, что данные лица не будут привлечены к уголовной ответственности «по всей строгости закона», полностью или в большей части выплатят подлежащие взысканию денежные суммы и продолжат осуществлять свою деятельность.

            Подводя итог, хочется сказать следующее:

  1. Очевидно, что в дальнейшем налоговый контроль за блогерами будет лишь усиливаться, государство будет «обелять» эту «серую», а иногда и вовсе «черную» налоговую зону. Это не неожиданный ситуативный всплеск, а закономерный итог работы, которая ведется системно и достаточно долго;
  2. Блогерам, которые сейчас ведут свою деятельность с помощью оптимизационных схем, в том числе с использованием самой популярной схемы – дробления бизнеса, следует обратиться к юристам с целью анализа их ситуации, оценки рисков и принятия действий, направленных на освобождение блогеров от потенциальной угрозы преследования;
  3. Тем блогерам, кто уже попал под пристальное внимание со стороны государства в лице налоговых и следственных органов также следует незамедлительно обратиться к юристам с целью защиты их прав и законных интересов, минимизации возможных негативных правовых последствий.

Опытным юристам ситуация не кажется из ряда вон выходящей, в период высокого риска появления экономических проблем государство стало обращать внимание на то, на что могло было и должно было обратить «еще вчера». Предполагаем, что в будущем мы не раз увидим подобные «неожиданные», но законные и логичные решения как налоговых, так и других органов нашего Отечества.