Кто имеет право на адвоката
Адвокат Вадим Егулемов об одном из основополагающих прав человек — праве на защиту. Об особенностях трактовки закона читайте в статье
20 лет судебной практики. Эксперт по решению корпоративных и налоговых споров, банкротств. Действующий арбитр «Российского арбитражного центра» при «Российском институте современного арбитража».
Одно из основополагающих прав человека, право на защиту, закреплено в международных конвенциях и национальном законодательстве. Статья 48 Конституции гарантирует каждому задержанному, заключенному, обвиняемому получение квалифицированной юридической помощи. Если обратиться к статье 49 УПК, мы увидим, что защитник — это адвокат, представляющий интересы подозреваемых и обвиняемых. Значит, те, кто этим процессуальным статусом не обладает, правом пользоваться его услугами не может? Давайте рассмотрим подробнее.
Буквальное восприятие не позволяет значительной части участников уголовного процесса обращаться к помощи адвоката. В зоне риска, в первую очередь, лица, в отношении которых еще не успели составить протокол о задержании, и лица, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия до возбуждения уголовного дела, в том числе во время проверки сообщения о преступлении.
Пробел устраняется Постановлением Конституционного Суда от 27.06.2000 № 11-П: связыватьпредоставление помощи адвоката (защитника) с формальным признанием лица подозреваемым либо обвиняемым, а следовательно, и с моментом принятия органом дознания, следствия или прокуратуры какого-либо процессуального акта, — недопустимо. То есть конституционно-правовое толкование понятия «обвиняемого» или «задержанного» является более широким, чем то, которое регламентировано уголовно-процессуальным законодательством.
Указанные лица, по смыслу Конституции, подвергаются уголовному преследованию, что и становится самостоятельным основанием для возникновения права на получение адвокатской помощи. В этой связи для возникновения права на защиту необходимо учитывать не формальный статус лица, определенный процессуальными документами, а его фактическое положение, ограничение прав и свобод, включая прежде всего свободу передвижения, — удержание, привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность.
При этом факт уголовного преследования и, следовательно, направленная против конкретного лица обвинительная деятельность могут подтверждаться проведением в отношении него следственных действий (обыска, опознания, допроса) и иными мерами, предпринимаемыми в целях его изобличения или свидетельствующими о наличии подозрений против него, то есть оперативно-розыскными мероприятиями (опросом, обследованием, наблюдением, отождествлением личности).
Поскольку такие действия направлены на выявление уличающих фактов и обстоятельств, возможность обратиться за помощью к адвокату должна быть предоставлена безотлагательно.Определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2005 № 473-О
Правом на защиту обладают также и те, чья свобода может быть существенно затронута действиями и мерами, свидетельствующими о направленной против него обвинительной деятельности, независимо от формального процессуального статуса такого лица. То есть правом пользоваться помощью защитника дозволено не только лицам, права которых уже подвергаются ограничениям из-за уголовного преследования, но и тем, чьи права только находятся под угрозой таких ограничений (Постановление Пленума Верховного Суда от 30.06.2015 № 29).
Таким образом, круг субъектов уголовного процесса, обладающих правом на защиту (в том числе пользоваться помощью защитника), является достаточно широким. Сформулируем наглядный перечень:
- лицо, в отношении которого осуществляются затрагивающие его права и свободы процессуальные действия по проверке сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ;
- подозреваемый;
- обвиняемый;
- подсудимый;
- осужденный;
- оправданный;
- лицо, в отношении которого ведется или велось производство о применении принудительных мер медицинского характера;
- несовершеннолетний, к которому применена принудительная мера воспитательного воздействия;
- лицо, в отношении которого уголовное дело или уголовное преследование прекращено;
- любое иное лицо, права и свободы которого существенно затрагиваются или могут быть существенно затронуты действиями и мерами, свидетельствующими о направленной против него обвинительной деятельности, независимо от формального процессуального статуса такого лица.