diHouse 16 сентября 2024

Больше не сезонный продукт: как меняется спрос на электротранспорт в РФ

На рынке СИМ намечается новый тренд — временной период использования СИМ увеличился, а процесс покупки и продажи растянулся на большее количество месяцев

Роман Никитин
Менеджер направления «Электротранспорт» компании diHouse

Роман окончил МАДИ ГТУ и с 2007 года работает в производстве двухколесной техники. С 2016 года Роман специализируется на электротранспорте, за который и отвечает, присоединившись к diHouse в 2023 году.

Существует мнение, что средства индивидуальной мобильности (СИМ) для России — это сезонный продукт, покупка и использование которого ограничены жесткими временными рамками из-за климатических условий и особенностей самого товара. Однако, согласно последним аналитическим данным, намечается новый тренд — временной период использования СИМ увеличился, а процесс покупки и продажи растянулся на большее количество месяцев. В чем причины? Анализируем информацию и рассказываем в статье.

Дважды отложенный спрос

Считается, что основной сезон продаж СИМов начинается с апреля-мая и продолжается до июля включительно. Однако данные за март 2024 года показывают серьезный рост ранних продаж по сравнению с предыдущими годами. Так, количество мартовских активаций электросамокатов оказалось почти на 50% выше аналогичного уровня 2023 года, что стало своего рода индикатором расширения сезона продаж в его начале.

Если посмотреть на цифры продаж в августе этого года, то также наблюдается рост по сравнению с прошлым годом примерно на треть. В целом, результаты еще не закончившегося 2024 года показывают, что российский рынок СИМ стал более равномерным по объемам продаж. Уменьшились сезонные всплески, и спрос наблюдается в течение всего года.

Почему же так произошло? Дело в дважды отложенном спросе.

К началу 2022 года ковидные ограничения ушли в прошлое, и ожидалось резкое увеличение продаж. Закупщики сработали на волне ожиданий и увеличили запасы товара. Но события весны 2022 года внесли коррективы: продажи начала сезона оказались намного ниже ожиданий, возник избыток предложения, не компенсированный продажами. В итоге, отложенный спрос сезона 2021 не был компенсирован продажами в 2022 году и продлился на следующий 2023 год.

В условиях увеличенного стока сезон 2024 начался не как обычно — по сути, он стартовал на месяц раньше. Это стало одним из факторов, который задал новый тренд на увеличение сезонности.

Больше не сезонный продукт: как меняется спрос на электротранспорт в РФ

Экономическая ситуация и рост профессионализма игроков

Изменение экономической картины, в том числе увеличение ключевой ставки ЦБ до 18%, снизило количество кредитов до минимума и увеличило финансовую нагрузку на бизнес. Продавцы стали чаще принимать решение иметь маленький сток и быстро реализовывать его. Эра пресыщения сегмента товаром сошла на нет, игроки стали меньше рисковать и больше планировать. Для продавцов на первый план вышла оборачиваемость и маржинальность: важно, чтобы деньги работали. Косвенным подтверждением роста профессионализма является количество игроков на OZON: их среднемесячное количество выросло с 174 в 2022 году до 210 в 2023 году, а количество в течение года стало стабильнее, без резких приходов и уходов новых продавцов. Это стало показателем более профессионального подхода к продажам в категории.

В сезоне 2024 года возникла проблема с проведением платежей в Китае: это ограничило продавцов, не позволив им вовремя пополнить сток к середине сезона. Это привело к меньшему предложению и более высоким ценам, что также сдвинуло продажи ближе к осени. Таким образом сезонность товара постепенно стала играть меньшую роль, а временной период, в течение которого продажи электросамокатов начали расти, увеличился на два-три месяца в среднем: с периода апрель-июль сроки сдвинулись до периода март-сентябрь.

Ограничения по хранению товара

Ограниченный срок хранения аккумуляторных батарей на складе — один из важных аспектов, влияющих на изменение стратегии продаж электросамокатов. При долгом хранении батареи теряют свои свойства, поэтому хранить значительный сток товара продолжительное время на складе невыгодно. Зная об этой особенности товара, опытные профессиональные продавцы стараются не заказывать больше, чем они смогут продать до окончания сезона.

Рост внутреннего потребления

Значительные ограничения на отдых за границей, рост популярности внутреннего туризма и отдыха, а также рост городских агломераций и открытие новых рынков с более мягким климатом и продолжительным сезоном также привели к удлинению сезона активных продаж СИМ. Появились новые возможности для роста этого сегмента и увеличения сроков его реализации в течение года.

Больше не сезонный продукт: как меняется спрос на электротранспорт в РФ

Что же дальше

Принимая во внимание все вышеперечисленные изменения, можно утверждать, что следующий сезон продаж — при отсутствии глобальных экономических потрясений — будет более стабильным и прогнозируемым. При отсутствии драйверов роста объем рынка останется, как минимум, на достигнутом уровне. Продукт так или иначе будет выходить из эксплуатации и требовать замены, поэтому спрос будет сохраняться.

В то же время российский рынок СИМов находится на пороге вступления в силу новых законов касательно маркировки и регулирования процесса продаж. С одной стороны, это приведет к уходу некоторых неготовых к нововведениям игроков, с другой — рынок станет стабильнее и профессиональнее.

Ограничения в кикшеринге

Несмотря на огромную популярность кикшеринга в крупных городах, свои коррективы вносят новые более жесткие правила и растущий контроль над использованием прокатных электросамокатов. Увеличивающееся количество правонарушений уже привело к присвоению номеров для отслеживания, видеофиксации, системе штрафов, введению ограничений на скорость езды. Теперь многие пользователи либо задумываются о приобретении личного транспорта, либо ищут альтернативные варианты передвижения.

На фоне этих условий в последнее время увеличивается интерес пользователей к электровелосипедам: рынок находится на пороге нового импульса. Шеринговые компании уже начали расширять свой парк транспортных средств. Абсолютным новшеством на российском рынке стало появление в аренде электроскутеров. Рынок перестраивается и диверсифицируется, потихоньку выходя из единственной категории электросамокатов.

Новая точка роста — электроскутеры

В августе этого года общественность всколыхнула новость о запуске краткосрочной аренды электроскутеров в Москве: это направление в шеринге стало абсолютно новым для пользователей, до этого момента в аренду можно было взять только велосипед или самокат. На данном этапе электроскутеры являются совершенно новым неосвоенным сегментом, в котором есть куда расти. Из-за введения ограничений на использование самокатов электроскутеры могут стать альтернативой кикшерингу, так как являются полноценным участником движения и могут проехать на оживленных трассах там, где на самокате это делать небезопасно или вовсе запрещено.

Ниша электроскутеров в 2024 году — свободное для производителей и продавцов направление для развития продаж, и те игроки рынка, которые зайдут на это новое для себя поле деятельности, будут обладать преимуществом: именно поэтому так важно думать об освоении этого сегмента уже сейчас.

Заключение

Российский рынок — непростая и уникальная система, в которой есть свои сложности и нюансы, при этом обладающая потенциалом для развития и массой преимуществ и возможностей для продавцов. Открывая для себя российский рынок СИМов в качестве пространства для продвижения своего продукта, следует уделить особое внимание выбору надежного дистрибьютора, обладающего большим опытом успешного выведения продуктов на рынок, особенно в таком сегменте, как электротранспорт.