Лучше прежнего 29 сентября 2025

Пришла, увидела и не победила: три проигрышных стратегии женской карьеры

Я сделала управленческую карьеру в мужских отраслях: транспорте, логистике, нефтехимии, в этой публикации — три проигрышные стратегии карьеры и как их изменить

Ирина Агаркова
Бизнес-коуч, ментор, психолог-консультант, бизнес-консультант, предприниматель, автор телеграм-канала «Лучше прежнего», ex-директор логистики СИБУР

Член профессиональных федераций психологов, коучей, бизнес-консультантов: АКПП, АПКБК, ФПКиН, НФПМК. Лучший директор по логистике и цепям поставок 2020 года, рейтинг Ассоциации менеджеров России

Итак, три проигрышные и три выигрышные стратегии в женской карьере:

Три проигрышных женские стратегии, которые не приведут к успеху в карьере

  1. Стремиться быть приятной для всех — то, что связывает большинство женщин по рукам и ногам и не дает им раскрыться, — это страх одиночества. «Миролюбие из страха потери любви», так назвала этот феномен Маргарете Мичерлих)
  2. Использовать только женские качества и образцы поведения — ты же женщина!
  3. Считать, что достаточно быть компетентной и не обязательно заниматься самопиаром — они сами должны оценить мои успехи.

Три выигрышные женские стратегии, которые приведут к успеху в карьере

Рекомендации из книги «Бессознательное в организации. Психодинамика руководства, консалтинга и управления изменениями»,  Гирнальзик Т., Катуржевский А., Люмер М., 2019:

  1. Женщина должна считаться с тем (и все-таки не должна с этим мириться), что успешные женщины в общении воспринимаются как компетентные, но менее приятные. Женщины знают, что это не так, но архаические переносы на успешных женщин очень действенны! Быть успешным означает превосходить других.
  2. Женщинам следует вооружиться мужскими и женскими качествами и образцами поведения в соответствии с существующими стереотипами. Это в том числе означает учиться у мужчин, не копируя их. Чем более гибок человек в своем социальном поведении, тем лучше он себя чувствует.
  3. Женщинам не нужно почивать на лаврах своей компетентности, потому что человеческие качества важнее. Без лучшего самомаркетинга женщинам не обойтись. Профессионализм — это товар, который нужно уметь продемонстрировать и продать.

Как изменить свои стратегии на выигрышные?

Метод «3 C» Catch it, Check it, Change it — Уловить, проверить, изменить

Связь между ситуацией, мыслями и нашими реакциями — это три базовых положения КПТ (когнитивно-поведенческого метода)

  1. Мысли влияют на эмоции и поведение, способ, которым человек интерпретирует свой опыт, предопределяет то, как он будет себя чувствовать и как действовать
  2. Человек может отслеживать свои мысли и имеет возможность работать над их изменением
  3. Желаемые изменения в поведении и эмоциях может быть достигнуты через изменения мышления

Например, вы замечаете, что негативно относитесь к власти и конкуренции (примеры из книги «Бессознательное в организации. Психодинамика руководства, консалтинга и управления изменениями»,  Гирнальзик Т., Катуржевский А., Люмер М., 2019):

Отношение к власти

  • Власть — это плохо, это про агрессию и доминирование

Женщины часто отказываются от власти. Для них власть — нечто плохое. У них негативное представление о власти. Власть — «любой шанс добиться реализации своей воли в социальных отношениях, даже при встрече сопротивления, независимо от того, в чем состоит этот шанс», Макс Вебер. Но карьеру в организациях невозможно представить себе без власти.

  • Власть — это наделение вас полномочиями

Власть может приносить удовольствие от сотворения чего-либо, властью могут быть наделены люди с чувством собственного достоинства и власть подразумевает уважение к другим людям (Фукс-Брюнингофф)

Отношение к конкуренции

  • Конкуренция — это плохо, это про выяснение отношений и жесткую борьбу

Женщины не научились прямой конкурентной борьбе — разве я имею право зарабатывать больше денег, получать лучшие заказы, чем моя подруга? А вдруг я потеряю их поддержку, их симпатию? Женщинам важны сходство и привязанности. Утверждение о «жестокости» конкурентной борьбы — это плод женской рационализации в ее стремлении избежать выяснения отношений и конкурентной борьбы.

  • Конкуренция может доставить удовольствие, повысить результаты и активировать неизвестные ранее ресурсы

Concurrere (лат.) означает прежде всего не что иное, как «совместный бег». Имеется ввиду, что если двое людей договариваются о том, кто добежит быстрее до того дерева, то оба бегут быстрее, чем если бы они бежали каждый сам по себе. Этот феномен зафиксирован в поговорке «Конкуренция оживляет бизнес». Конкуренция может доставить удовольствие, повысить результаты и активировать неизвестные ранее ресурсы

Используя выигрышные карьерные стратегии и изменив свои ограничивающие убеждения, в том числе, к власти и конкуренции, женщины смогут сделать свой путь в организациях более успешным.

Присоединяйтесь к компаниям, которые уже делятся новостями бизнеса на РБК КомпанииУзнать больше