Как кризис стал толчком для трансформации: история успеха компании
Каждая компания сталкивается с кризисом. Однако кризис — это не только испытание, но и возможность для роста и трансформации
Руководитель и собственник компании ВСЯЛЕПНИНА.РУ Создатель концепции библиотеки декора. Эксперт в области декоративных отделочных материалов. 20 летний опыт в управлении компаниями. Гештальт-Психолог
История Изменений
Что послужило причиной для пересмотра концепции компании? Какой момент стал отправной точкой для этих изменений?
В каждой компании рано или поздно наступает кризис. Он может быть связан со слишком быстрым ростом, экономическими изменениями или внешней коммерческой среды и еще со множеством факторов, но кризис неизбежно наступит. Мы не стали исключением.
Долгое время мы продвигали одну торговую марку лепного декора на юге России, и нам, как малому бизнесу, приходилось находить баланс между отношениями с производителем и запросами покупателей. Рынок требовал разнообразие, а поставщик — беспрекословной преданности торговой марке. В итоге, неизбежно, зыбкий баланс был разрушен и пришли решения, которые заставили нас отказаться от стабильности в пользу прогресса.
Как вы поняли, что настало время для перемен? Были ли это внешние факторы или внутренние потребности компании?
Как всегда изменения происходят внезапно, в нашем случае не совсем запланировано. Но мы поняли — назад пути нет.
Разработка и Внедрение Новой Концепции
Как происходила разработка новой концепции? Кто принимал участие в этом процессе?
Новое видение пришло не сразу. Оказалось, сложно заместить одну торговую марку другими. Наши небольшие магазины наполнились рекламной продукцией десятков производителей: декор для стен, потолков, панели, плинтусы, карнизы — все это навалилось на нас как снежный ком. Вся рекламная продукция была разной и совсем не сочеталась друг с другом. Салоны стали похожи на столб, на который клеят сотни пестрых объявлений. Стало понятно — нужен новый концепт!
Я очень люблю придумывать новые демонстрационные стенды, представлять как покупатель будет выбирать именно тот товар, который ему нужен. И я поняла простую вещь — покупателю не важно, какой именно марки напольный плинтус, ему важно, чтобы он закрыл зазор между напольным покрытием и стеной и служил долго. И я решила не сосредотачиваться на брендах, а обратить внимание на удовлетворение потребностей нашего покупателя.
Какие основные идеи и принципы лежат в основе новой концепции компании?
Спустя год родились две идеи: первая — это «Бар декора», где вместо коктейлей предложат микс декора от разных производителей и коллекций, который подойдет именно заказчику; вторая идея — «Библиотека декора». Пустые светлые просторные помещения магазинов-библиотек, где есть только образцы, которые лежат на «книжных полках» и «библиотекарь» — продавец, который имеет доступ к классификации и выбору декоров, через гаджет с сайтом. Библиотека должна содержать декор из «разных жанров»: классика лепнины, фантастические изгибы новых коллекций европейских дизайнеров, редкие «экземпляры» под заказ, «бульварные» романтические колонны и пилястры.
Задача продавца-библиотекаря найти нужный товар под потребности покупателя и выдать.
Как новые идеи были восприняты командой? Столкнулись ли вы с сопротивлением внутри компании?
После утверждения концепции «Библиотеки декора» среди руководства предстояло перестроить команду на новые «рельсы». В процессе перехода на новую концепцию компания вынуждена была заменить более половины торгового и административного персонала. Не всем нравятся перемены. Но в итоге в компании остались самые лучшие и преданные сотрудники и пришли новые, амбициозные люди.
Как изменился продукт или услуги компании в соответствии с новой концепцией? Какие конкретные изменения были внедрены?
В помощь реализации новой концепции был создан сайт Всялепнина.ру на котором представлено более 30 000 декоров. Настроены фильтры, товары распределены в категории и теперь покупатель может сам подобрать нужный декор из всех имеющихся марок на рынке. Магазины один за другим приобрели вид библиотек. На полках лежали образцы — а на складах компании разнообразие лепного декора российских и зарубежных производителей. За год нам удалось внедрить концепцию полностью, обучить продавцов запустить сайт, заключить договоры поставок с производителями и импортерами. Это была большая работа, которая дала нам шанс на будущее.
Влияние и Результаты
Какие результаты вы уже видите от внедрения новой концепции? Какие изменения в бизнес-показателях или клиентских отзывах произошли?
Результат нашей работы — это в первую очередь довольные клиенты. Теперь мы можем комплектовать объекты жилой и коммерческой недвижимости в зависимости от запроса клиента, а не только тем, что есть в одной коллекции. Подбор декора на объект стал приятным и простым. В проекте всегда есть «главные» комнаты, куда подходят дорогостоящие отделочные материалы, а есть подсобные помещения, куда можно смонтировать декор попроще. Теперь мы можем не смотреть на бренды, а сосредоточиться на проектах клиентов. Наши просчеты теперь состоят из десятков разных коллекций, в разных ценовых категориях.
Как новая концепция повлияла на вашу целевую аудиторию? Изменился ли портрет клиента?
Дизайнеры интерьеров получили большую свободу выбора декора в свои проекты, теперь не нужно бегать по городу и искать выгодные предложения — все можно сделать в одном месте.
Какие трудности возникли при реализации новой концепции, и как вы их преодолели?
Когда создаешь что-то новое то, что еще до тебя никто не делал — неизбежно сталкиваешься с критикой и скептицизмом. Но тут главное не сомневаться. Идти своим уникальным путем и не обращать внимание на недоброжелателей. Так мы и делаем по сей день.
Стратегическое Видение
Как новая концепция соотносится с долгосрочными целями компании? Какие перспективы она открывает перед?
Концепция ВСЯЛЕПНИНА.ру уже живет 5 лет и сегодня я понимаю, что все сделала правильно. На рынке декора всегда происходят изменения, какие-то марки уходят и появляются новые, и теперь все самые лучшие в нашем портфеле. Мы не зависим от действий одного производителя, теперь мы работаем с прекрасными российскими представителями, с которыми вместе делаем интерьеры красивыми и функциональными.
Как вы видите дальнейшее развитие компании в рамках новой концепции? Какие шаги планируете предпринять в ближайшем будущем?
У нас много работы. Курорты России на юге активно развиваются, и наша задача помочь сделать интерьеры этих новых мест отдыха современными и безопасными, ведь в уютных отелях приятнее отдыхать от суеты и заряжаться новыми силами. Мы стремимся, чтобы в каждом южном доме или квартире был наш декор.
Личный Вклад и Мотивация
Что вдохновило вас лично на создание новой концепции? Как ваша роль в компании изменилась в процессе этих трансформаций?
Кризис в компании — это непременно кризис и его владельца и лидера. Мы пережили многое с прошлым владельцем. Именно он первоначально «увидел» эту компанию, вдохнул в нее жизнь и поверил в команду. Принципы справедливости ведения бизнеса, уважения внутри коллектива и конечно же к клиентам — это основное, что он всегда пропагандировал. Теперь я продолжатель его видения, и я надеюсь, у меня получится построить компанию в соответствии с этими идеалами.
Какие уроки вы извлекли из этого опыта, и что бы вы посоветовали другим предпринимателям, столкнувшимся с необходимостью трансформации своего бизнеса?
Да, есть один совет. Не бойтесь «отрубать» в компании не нужное во имя сохранения «тела» компании. Не ждите, что кто-то сделает это за вас. И помните — все временно и трудности тоже.
Что, по вашему мнению, является самым важным элементом в успешном рождении и внедрении новой концепции? Какие качества лидерства особенно важны в таких условиях?
Создавая что-то новое для людей, прежде всего надо думать о них, об их потребностях и боли. Делать удобно и просто для покупателей — это и есть главное условие успешных идей. Просто придумать классную идею — это 1% дела, а дальше важно каждый день, шаг за шагом трудиться, ошибаться, вставать и идти вперед, не смотря на страхи и сомнения. И это не просто пафосные избитые слова, а целая философия жизни каждого успешного предпринимателя.
Как вы планируете поддерживать и развивать новую концепцию в будущем, чтобы она оставалась актуальной и успешной?
Я надеюсь, что реализованная концепция прослужит нашей компании еще очень долго, наполняясь новыми товарами. Но если придется опять что-то менять — то я с удовольствием сделаю это еще раз.