Как принципы ESG применяются в российской электронной торговле
Ответственное отношение бизнеса, включая электронную коммерцию, к окружающей среде — мировой тренд. Следует ли ему российский e-com
В 2022 году совместно с рядом предпринимателей и топ-менеджеров основал компанию JVO, став резидентом «Сколково» и членом Московского инновационного кластера.
В последние годы термин ESG — ответственного отношения бизнеса к окружающей среде, экологии, а также к сотрудникам и клиентам, плотно вошел в деловую жизнь не только за рубежом, но и в России. E (environment) — ответственное отношение к окружающей среде, S (social) — высокая социальная ответственность, G (governance) — высокое качество корпоративного управления — этим принципам следуют многие западные компании, включая сектор e-commerce. Драйвером в применении экологических методов на практике является Аmazon — крупнейший в мире по выручке и рыночной капитализации маркетплейс. Некоторые инициативы компании вполне реализуемы и уже эксплуатируются в российской реальности.
В основе всех маркетплейсов лежит сложная ИТ-архитектура, которая обслуживается в центрах хранения и обработки данных — ЦОДах. Для охлаждения дата-центров Amazon использует возобновляемые источники энергии — солнечные батареи и ветряные электростанции. Также компания оснащает крыши своих складских комплексов солнечными панелями. К 2025 году лидер мирового e-commerce планируется на 100% перейти на возобновляемую энергию, которой будет обеспечивать центры обработки данных и выполнения заказов, физические магазины и офисы.
Весной 2023 года стало известно о вводе в эксплуатацию первого собственного дата-центра Wildberries площадью 16 тыс. кв. метров с потребляемой мощностью 3,5 МВт. Главная особенность ЦОД — охлаждение серверов по технологии «прямого фрикулинга»: использование уличного воздуха без применения дополнительного холодильного оборудования. Одной из причин отказа от стандартного подхода в пользу инновационного в компании назвали заботу об экологии: для фрикулинга требуется в разы меньше электроэнергии.
Избыточная упаковка — частая причина для критики маркетплейсов со стороны покупателей. Но здесь есть свои правила, не выполняя которые, продавец может получить штраф от площадки. Основная задача упаковки — защита от повреждений, именно поэтому каждая единица товара должна быть в индивидуальной плотной упаковке. К хрупким изделиям особое отношение и их просто укутывают в слои пленки.
И селлеры, и площадки постоянно ищут варианты экологичного решения этой проблемы. В 2022 году Amazon полностью отказалась от упаковки товаров в прочной заводской упаковке, а в прошлом — частично перешла с воздушно-пузырьковой пленки на бумагу, пригодную для вторичной переработки.
В этом вопросе каждый российский маркетплейс действует по-своему. В 2019 Wildberries перешел на биоразлагаемые пакеты, а в начале 2023 года ввел за них плату. В феврале 2022 года «Яндекс.Маркет» с картонных коробок перешел на курьерские пакеты, на 30% состоящие из переработанного сырья. В мае этого же года Ozon отказался от излишней упаковки в виде фирменных коробок и пакетов, перейдя на доставку в специальных боксах и выдачу товара в упаковке продавца.
Полностью перейти на «эко-упаковку» в ближайшее время вряд ли получится по причине отсутствия полностью безопасных для природы материалов. Тот же комбинированный картон, активно используемый для доставки еды, в разы вреднее пластика. Также наличие экологичной упаковки всегда упирается в ее цену, которая выше привычных вариантов. Вообще этот вопрос намного шире ESG-инициатив e-commerce. Это ответственность каждого человека в мире по сортировке мусора. По информации, озвученной в докладе «Национальных проектов России», 53% россиян разделяют отходы. Уже хорошо, что не 0, но не 100%.
Последняя по списку, но первая по значимости в бизнесе — логистика. «Первая миля» и «последняя миля» — сакральные для электронной коммерции термины. «Первая миля» (first mile) — доставка товара со склада продавца или производителя до терминала транспортной компании, «последняя миля» (last mile) — доставка из сортировочного центра до конечного адресата — ПВЗ, постамата, до двери покупателя. У маркетплейсов нет рычагов влияния на «первую милю» — это ответственность его поставщика, который сам выбирает транспортную компанию. Логисты-гиганты, к слову, тоже обращают внимание на экологию, инвестируя в разработки альтернативных видов топлива и расширение парка электрического транспорта с нулевыми выбросами.
«Последняя миля» — доставка товара со склада маркетплейса до покупателя — осуществляется площадкой. С гордостью могу констатировать, что здесь мы в плане защиты экологии впереди всей планеты. В Европе 70% заказов доставляют «до двери». Несмотря на активное использование пеших курьеров, переход на велосипеды и электромобили, машина с двигателем внутреннего сгорания остается основным средством передвижения. В России обратная картина: более 80% заказов приходят в ПВЗ или постаматы. По данным на июнь 2023 года, у Ozon по всей стране работало более 25 000 ПВЗ, у Wildberries — около 30 000 пунктов выдачи. Lamoda, у которого около 800 ПВЗ, часть автопарка перевел на газомоторное топливо. О курьерах на электровелосипедах, которых можно встретить даже в небольших населенных пункта, промолчу.
Может показаться, что меры, принимаемые компаниями для устойчивого развития, ориентированы на текущую экономию и неочевидные краткосрочные выгоды. Но все эксперименты однозначно будут иметь эффект в перспективе. Мы еще учимся жить и справляться с сотней совершенных экологических ошибок.