Свой Банк 21 февраля 2024

Что такое soft skills и почему они так важны для карьеры

Елена Стрижкова, HR бизнес-партнер АО «Свой Банк», рассказывает, что такое soft skills и почему они так важны для успешной карьеры

Елена Стрижкова
HR бизнес-партнер АО «Свой Банк»

HR-эксперт в финансовой отрасли. Владеет экспертизой в области подбора и оценки персонала, внутренних коммуникаций, корпоративной культуры.

Какие soft skills работодатели хотят видеть в резюме

Рынок труда меняется непрерывно. Всего за последние несколько лет мы стали свидетелями того, как все более активно внедряются ИИ-технологии, все более привычным становится гибридный и удаленный формат работы, а на первый план выходят новые компетенции.

Для успешного развития карьеры сегодня сотруднику уже недостаточно иметь только узкоспециализированные навыки (hard skills), необходимые для выполнения непосредственных рабочих задач. Все большее значение приобретают soft skills, гибкие надпрофессиональные навыки, не связанные напрямую с функционалом, но сильно влияющие на то, как сотрудник выполняет свои обязанности, насколько эффективна его работа и приемлем конечный результат.

Soft skills определяют умение плодотворно работать в коллективе, касаются вопросов самоорганизации, планирования и управления. В основе всего, конечно, лежат коммуникативные навыки — умение выражать свои мысли и эффективно взаимодействовать с коллегами, руководителями и клиентами. В современном бизнесе, где многое зависит от человеческого фактора, высоко ценится умение общаться и договариваться, слушать, слышать и понимать друг друга.

Согласно новому рейтингу LinkedIn, крупнейшей соцсети для поиска деловых контактов, в топ-10 soft skills, которые особо ценны в 2024 году, входят навыки коммуникации, работы в команде и клиентского сервиса, лидерские и управленческие качества, умение решать проблемы и управлять проектами, навыки аналитики, продаж и исследований. Авторы рейтинга особо отметили умение адаптироваться к новым условиям и ориентироваться в переменах, что совсем не удивительно, учитывая, что прогресс не стоит на месте.

Работодатели хотят получить не просто сильных специалистов, но сильных и ответственных сотрудников, умеющих работать в команде и на результат. Важно умение брать на себя ответственность, анализировать ситуацию, работать с большими объемами информации. Также в финансовой сфере востребованы навыки тайм-менеджмента, дисциплинированность и стрессоустойчивость.

Для успешной работы на руководящих позициях нельзя обойтись без лидерских качеств, умения принимать стратегические решения и критически оценивать их. Эффективный менеджер не работает по принципу «хочешь сделать хорошо — сделай сам». Напротив, он умеет делегировать задачи, объяснять цели, мотивировать и вести за собой коллектив, презентовать результат вышестоящему руководству и брать на себя ответственность за него. И чем выше сотрудник поднимается по карьерной лестнице, тем больше объем его коммуникаций, тем выше его ответственность, и значит, тем более продвинутыми должны быть его soft skills. Ведь с карьерным ростом сотрудник все больше и больше становится в первую очередь организатором, координатором и мотиватором для подчиненных.

Как soft skills сотрудников помогают бизнесу

Крупные финансовые компании устроены так, что работа в них предполагает ежедневное взаимодействие с коллегами из других подразделений, а значит, учет их приоритетов и потребностей. Важно умение определять, что за человек перед тобой и находить к нему нужный подход для быстрого достижения необходимого результата. Поэтому для успеха всего бизнеса сотрудникам необходимо умение работать в команде, грамотно коммуницировать и находить общий язык. Также стоит отметить, что карьерный рост в компании, а особенно в банках, где очень много кроссфункциональных процессов, тесно связан с наличием у сотрудника soft skills и пониманием, как их развивать. Большинство менеджеров, выросших внутри Своего Банка, — это сотрудники, обладающие не только сильными hard skills, но и очень развитыми гибкими навыками. При выборе из двух претендентов на повышение, равносильных по своим профессиональным навыкам, HR будут оценивать soft часть, и с уверенностью могу сказать, что победит тот, кто умеет грамотно излагать мысли, правильно ставить техническое задание, без лишней «воды» и с уверенностью вести диалог с будущими подчиненными.

Развитые коммуникативные навыки, умение решать проблемы и сильные лидерские качества помогают улучшить взаимодействие как внутри коллектива — с коллегами и руководством, — так и с клиентами и подрядчиками. Сильные soft skills помогают повысить эффективность работы компании и укрепить финансовые показатели.

Кроме того, цифровизация процессов предполагает длительную командную работу — не только внутри IT-подразделения, но и во взаимодействии многих других отделов. Отсутствие слаженности действий и эффективной коммуникации между звеньями одной цепи не приведет к нужному результату и лишь затянет процесс, тем самым снизив конкурентоспособность компании на рынке.

Как соискатель может развить soft skills

Сегодня всем желающим доступны самые разнообразные обучающие курсы и тренинги по развитию коммуникативных навыков, умению реагировать на стрессовые ситуации и принимать решения, тайм-менеджменту и другим soft skills. В интернете можно найти море информации по развитию гибких навыков, также этой теме посвящены многие книги. Для улучшения навыков работы в команде полезно участие в совместных рабочих и образовательных проектах, вовлечение в командные виды спорта, волонтерскую деятельность. Для положительного результата очень важно постоянно анализировать свои действия, запрашивать обратную связь у коллег и руководителей и самостоятельно — но все же как можно более объективно — оценивать собственный прогресс.

Сотрудники понимают, что важно одновременно прокачивать как hard часть, чтобы не отставать от инноваций банковского бизнеса, так и гибкие навыки, которые помогут им в реализации профессиональных задач через грамотную коммуникацию с коллегами.

Главное — помнить, что развитие любых навыков, в том числе soft skills — это регулярная и серьезная работа над собой, зачастую не менее сложная, чем укрепление hard skills, и потому требующая стремления и упорства. Однако эти усилия обязательно окупятся — работа над своими гибкими навыками поможет кандидату выделиться среди других соискателей и повысит шансы на успешное трудоустройство.