Арсений Сольдау о международном конкурсе «Заводной Апельсин»
Брендмейкер, основатель брендингового агентства SOLDIS прокомментировал влияние международных студенческих конкурсов на развитие экономики в разных странах
Более 30 лет создает успешные бренды в России, Европе, США, Китае. Обладает кроскатегорийным опытом работы с Pepsico, Mars, Unilever, Ehrmann, Тинькофф, Knauf, РЖД, X5 Retail Group, OTC Pharm и др.
В этом году на конкурс в Москве было подано 297 работ из 30 университетов и колледжей разных стран мира. В состав жюри вошли специалисты Торгово-промышленной палаты РФ; Национальной конфедерации упаковщиков (НКПак); Ассоциации брендинговых компаний России; Алюминиевой ассоциации; Выставочной организации expo-fusion (выставка upackexpo, Москва); Музея брендов, истории и дизайна упаковки; Международной общественной Ассоциации Союз Дизайнеров и Союза дизайнеров РФ.
Представитель жюри международного студенческого конкурса на лучший дизайн упаковки «Заводной апельсин-2023», основатель брендингово-коммуникационного агентства SOLDIS Communications, бренд-мейкер, член Ассоциации Брендинговых Компаний России (АБКР) Арсений Сольдау прокомментировал значимость и потенциал конкурса, более четверти века привлекающего внимание студентов из многих стран.
Зачем нужны конкурсы
Любой конкурс — это создание условий для развития творческого потенциала участников, возможность получить новый полезный опыт, способ заявить о себе на международном уровне.
В этом году на конкурс «Заводной апельсин» было представлено большое количество интересных работ от студентов из разных стран. Причем в целом, в этих работах чувствовался мощный заряд творческих сил и молодой энергии.
Не секрет, что лучшая жизнь людей из разных компаний и бизнесов зависит от их экономического благосостояния. Часто именно компании-производители формируют экономику практически в любой стране. Достойный и привлекательный для потребителя дизайн упаковки товара стимулирует экономику не только отдельно взятой компании, но и страны в целом.
Во многих вузах студентам преподают, в первую очередь, графический дизайн, эстетику, представление о живописном колористическом решении, историю искусств и графического дизайна. При этом часто не учитывают то, что упаковка несет ответственность по отношению к товару, продажи которого в данной упаковке призваны улучшить экономические показатели будущего бренда.
Критерии оценивания
Конкурс — это оценка представленных работ людьми, которые имеют большой профессиональный и жизненный опыт. В жюри присутствовали топовые эксперты разных профессий и компаний. При этом, несмотря на различие мнений, по большей части точки зрения оценки представленных работ — совпали. Главным фактором при этом стало представление о том, что упаковка это не просто красивое, эстетичное изображение, а представление экономически результативного бренда.
Простое несерьезное восприятие дизайна упаковки, слабая визуальная подача не очень хорошо воспринималась коллегами. Ведь дизайн упаковки — это одно из сложнейших многофакторных изделий, где соединяются многие дисциплины. Проект упаковки товара сравним по значимости с оригинальным кузовом «концепткара», который в дальнейшем может стать товаром широкого потребительского спроса.
При создании дизайна упаковки всегда необходимо помнить, что она создается для компаний, мечтающих быть успешными лидерами рынка. Наша компания создала за 30 лет своего существования множество лидеров рынка и нам понятно, как это сделать и на какие факторы надо влиять.
Что важно для победы в конкурсе
Профессиональное жюри конкурса оценивало представленные работы по совокупности многих показателей.
1. Понимание маркетинговых основ
Во многих работах, по мнению жюри, присутствовал так называемый «креатив ради креатива», без учета понимания того, для какой целевой аудитории разрабатывается дизайн упаковки, хотя были и работы с хорошими «драматургическими» идеями.
2. Заметность имени бренда и его оригинального графического исполнения
Бренд должен иметь имя. Во многих работах был акцент не на бренд, а на название вида товара. Название бренда или вообще отсутствовало или было очень маленьким, что отрицательно влияет на будущее знание марки и ее экономические показатели.
3. Оригинальность дизайна упаковки в целом
Во многих работах графические элементы были использованы в разных стилях, не отражающих суть креативной идеи дизайна упаковки. Только некоторые работы имели интересные идеи в сочетании с оригинальной стилистикой исполнения. Драматургия в дизайне упаковки — это идея, которая «цепляет» воображение покупателя. Как правило, это ключевой образ, сравнимый с плакатным креативным решением, расположенном на рекламном носителе — упаковки.
4. Оригинальность конструктивного решения
Среди интересных работ были творческие, креативные, объемные решения из картона. Были работы, построенные на формировании образа бренда за счет архитектоники форм, применении переносных смыслов, создающих мгновенную реакцию. Такие работы заметно выделялись на фоне работ с применением только графического дизайна. Интересное игровое сложение упаковки при оригинальной вырубке создает дополнительный эффект восприятия и привлечения внимания целевой аудитории, обеспечивающей покупательскую способность товара.
5. Реальность полиграфического и технического исполнения
Реальность воплощения дизайна упаковки очень важна, так как любая интересная идея может остаться только в эскизах. Среди представленных работ было видно, что не учитывались реальные технологические исполнения. Но были и работы, где было продумано все до мелочей. Такие работы вызывали доверие жюри. Например, вызывали сомнения работы, где на объемную форму были нанесены многоцветные изображения. Такие решения возможны только с применением термоусадочной пленки, имеют ограничение по цветам и плохо наносят на упаковку градиентные переливы.
6. Социальная ответственность
Упаковка — это не только дизайн, но и инструмент влияния на представления покупателей. Например, тренд на экологичность передает потребителю чувство причастности к чему-то полезному, масштабному, к сохранению природных ресурсов для будущих поколений.
К сожалению, проектов с социальной ответственностью было представлено не так много, но явно была видна у жюри солидарность высокой оценки таких работ. Если бы таких работ было бы больше, можно создать отдельную категорию — «Социальная ответственность в упаковке».
Эффективные бренды — это разностороннее образование
Хочется верить, что студенческие работы с каждым разом будут сильнее. Жизнь не стоит на месте. В качестве представленных работ очень много зависит от преподавательского состава и программы обучения студентов. Возможно, студентам надо преподавать не только дизайн, а много других, параллельных дисциплин, например, экономику, социологию, маркетинг, полиграфические специальные технологии и т.д.
А самое главное, преподавать эти дисциплины не разрозненно, а пытаться их интегрировать для того, чтобы получился тот самый оригинальный микс, приносящий не только творческое удовлетворение, а еще и экономическую прибыль. Если студенты разных стран мира после обучения в вузах станут профессионалами, то экономики их стран в целом могут вырасти в несколько раз.