Вячеслав Уточкин: «Необходимо создавать свои игры-хиты»
Руководитель программы «Менеджмент игровых проектов» Высшей школы бизнеса ВШЭ — о тенденциях игровой индустрии и специалистах, которые требуются рынку сегодня
Сооснователь и генеральный продюсер игровой компании Geeky House. Автор настольной игры Game Dev Sim: симулятор игровой студии. Автор книги «Хочу в геймдев! Основы игровой разработки для начинающих»
Андрей Шаромов, PR-директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ поговорил с Вячеславом Уточкиным, сооснователем и генеральным продюсером игровой компании Geeky House, преподавателем ВШБ, о развитии индустрии компьютерных игр.
Расскажите о вашем участии и итогах ПМЭФ: можно ли говорить о повышенном интересе к игровой индустрии?
Этот год стал для ПМЭФ рекордным по числу участников — 21 800 человек из 139 стран мира, тысячи компаний и более тысячи подписанных соглашений. Особенно радует, что большое внимание уделили креативным индустриям, в том числе игровой. Например, на одном из самых ярких стендов ПМЭФ от ВЭБ.РФ были представлены игры молодых разработчиков, такие как детская игра «Книга Кит» Виктории Дерипасской, выпускницы программы «Менеджмент игровых проектов» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и победительницы Всероссийского конкурса «Начни игру». Также были показаны образовательные игры и игры, раскрывающие российское культурное наследие. Там же на стенде ВЭБ.РФ был ряд стратегических сессий про игровой бизнес, про вклад игр в систему образования на примере игры Смута и ряд других тем, связанных с играми.
В рамках деловой программы на других сессиях обсуждались геймдизайн, состояние игровой индустрии в России, развитие образовательных программ по игровой индустрии, использование игровых механик в неигровых сферах жизни и бизнеса (геймификация), государственная политика в сфере игровой индустрии и многое другое. Это все происходило в рамках форума креативного бизнеса стран БРИКС, молодежной программы, на площадке Russian Design Space, в прямых эфирах радиостанций с ПМЭФ и даже из автобуса Звук Студио с внутреннего двора ПМЭФ.
Отдельно стоит отметить подписание ряда соглашений в сфере игровой индустрии. В частности 6 июня с моим непосредственным участием было подписано соглашение о создании города-кластера для развития IT с уклоном в игровую культуру и разработку в Республике Дагестан. Этот проект (город Айтиград) станет важным шагом в будущее, где игры играют ключевую роль не только в развлечении, но и в развитии людей.
Также с удовольствием наблюдал на ПМЭФ презентацию Национальной киберфизической платформы «Берлога», которая предлагает игры для развития, для обучения программированию и даже для обучения управлению дронами.
Какие тенденции развития рынка игровой индустрии в России вы видите в ближайшее время? Какие перспективы открываются перед разработчиками в современных реалиях?
После введения санкций более 70% крупных игровых компаний ушли из России. Остались лишь несколько крупных игровых компаний, ориентированных на внутренний рынок. Множество компаний, занимавшихся игровым аутсорсингом, были вынуждены перестроиться. Например, некоторые компании переключились на разработку геймификации на заказ, так как на это есть большой внутренний спрос.
Таким образом, возник новый ландшафт индустрии, где оставшиеся крупные компании и новые таланты, обученные на образовательных программах, в том числе в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ, формируют будущее. В результате стало больше инди-разработчиков, больше игр основанных на нашей российской культуре и ценностях, больше внимания разработке именно компьютерных игр, тогда как раньше российские игровые студии чаще разрабатывали мобильные игры.
В перспективе нас ждет больше хитов от наших разработчиков, так как основа под это уже заложена, но разработка и запуск игр долгий процесс и прежде чем шедевры от молодых талантов станут массовым явлением — надо еще несколько лет. Также нас ждет все больше игр, основанных на нашей истории, культуре и ценностях, что очень радует. И конечно, как вынужденная мера, в связи с санкциями, игровые разработчики будут все больше ориентироваться при разработке игр не на западный рынок, а на восточный.
Кроме того, в современных реалиях будут активно развиваться региональные кластеры креативных индустрий, включая и игровую. Подписанное на ПМЭФ соглашение о создании в Дагестане Айтиграда тому пример. А недавно было анонсировано и открытие кластера видеоигр в России.
Как вы оцениваете перспективу российских разработчиков заместить иностранные игры российскими аналогами?
На мой взгляд не стоит стремиться заместить иностранные игры российскими аналогами. Если иностранная игра не представлена в России — это не значит что в нее нельзя поиграть. На мой взгляд, необходимо создавать свои игры-хиты. Так, чтобы у российских игроков была возможность играть в лучшие игры, сделанные на основе наших культурных ценностей, при этом не уступающих по качеству иностранным хитам. И такое будет, но надо еще время, так как цикл разработки игр, а потом их шлифовки, особенно когда это касается ААА-игр, занимает долгие годы.
Расскажите о необходимых навыках и компетенциях для будущих специалистов в области разработки и управления игровыми проектами?
Для того, чтобы сделать игру, обычно нужна команда, включающая в себя технарей, дизайнеров, идеологов, маркетологов и менеджмент. В рамках программы «Менеджмент игровых проектов» мы уже четвертый год ведем подкаст «Хочу в геймдев», где разбираем каждую профессию в геймдеве и какие навыки и компетенции для этого нужны. И уже разобрали более 60 профессий, каждая из которых в той или иной мере нужна для создания игры. Состав команды зависит от платформы и жанра игры. Бывает даже, что один человек создает шедевры, в которые играют сотни миллионов людей, но это исключение из правил. Так что навыки и компетенции в каждой профессии свои. Для примера, на нашей программе мы даем компетенции в том, как работать с игровыми механиками, выстраивать игровую логику, разрабатывать геймдизайнерскую документацию, управлять командой, проектировать игровые уровни и интерфейсы, создавать игровой нарратив, выстраивать маркетинг игр и, конечно, все технические аспекты разработки, чтобы сделать свою игру. Это только часть того, что мы преподаем и на практике отрабатываем со слушателями. Добавив сюда хорошую наигранность и коммуникативные навыки, уже можно сделать как свою собственную успешную игру, так и пойти на работу в игровую компанию.
Чем менеджмент игровых проектов отличается от каких-то других сфер?
В игровой индустрии специфика заключается в том, что надо понимать, как функционируют игры, за счет чего они развлекают, удерживают и монетизируют игроков, надо знать геймдизайн и самому играть в игры. Поэтому, даже классические методологии проектного управления никогда не применяются в геймдеве в чистом виде, а адаптируются непосредственно под конкретный игровой проект и его специфику.
Что вы посоветуете тем, кто хотел бы связать свою жизнь с видеоиграми? Как школьникам убедить родителей, что «видеоигры — это серьезно», а молодым профессионалам — свое окружение, доказав, что «игры — это профессия»?
Главный совет — делайте то, к чему у вас лежит душа! Если вам нравится играть в игры, если при мысли о создании собственных виртуальных миров у вас загораются глаза, то смело идите вперед в игровую индустрию, найдите ту профессию, которая по духу вам ближе всего и творите! Ведь когда дело приносит удовольствие, то финансы и радость от жизни приходят к вам сами, главное постоянно развиваться, учиться, двигаться вперед, ошибки и проблемы воспринимать как полезный опыт, и бесстрашно двигаться по этому пути с горящими глазами. Тогда даже не имея на старте ничего, можно стать новой рок-звездой геймдева, миллиардером и просто счастливом человеком. Таких примеров в игровой индустрии масса, в том числе и среди наших выпускников есть те, кто начав делать свою игру во время обучения и собрав команду из однокурсников, сейчас уже приобрел многомиллионную аудиторию своих игр и продолжает создавать новые игровые миры.