Baikal Communications Group 31 октября 2024

Куда пойти учиться на специалиста по GR

Образование в сфере GR и лоббизма крайне востребовано среди профильных специалистов, — говорится в социологическом исследовании Baikal Communications Group

Сфера Government Relations (GR) и лоббизма в России привлекает значительное внимание в контексте взаимодействия государства, бизнеса и общества. В связи с этим, вопрос профессиональной подготовки кадров, способных эффективно взаимодействовать со стейкхолдерами из органов государственной власти и управлять политическими (и регуляторными) рисками, становится все более актуальным.

Результаты социологического исследования Baikal Communications Group показали, что образование в сфере GR и лоббизма крайне востребовано среди профильных специалистов компаний из различных отраслей экономики.

Согласно данным опроса, 78% специалистов в сфере GR испытывают потребность в повышении квалификации. О высокой востребованности образовательных программ в сфере GR и лоббизма говорит и тот факт, что 63% респондентов считает, что на рынке должно быть больше образовательных программ.

На сегодняшний день ведущие российские университеты предлагают курсы в области GR и лоббизма на базе программ по юриспруденции, политологии, международных отношений и экономики. Новые возможности обучения представлены широким спектром краткосрочных программ и тренингов, направленных на развитие практических навыков. Опрос профильных специалистов позволил сформировать некоторый срез российского рынка образовательных услуг в сфере GR и лоббистской деятельности. К известным программам повышения квалификации относятся: курсы  Baikal Communications Group при МГИМО, МГУ им. М.В. Ломоносова, РАНХиГС, Финуниверситета при Правительстве РФ, РЭУ им. Г.В. Плеханова и СПбГУ. 

Важной чертой потребности GR-специалистов в дополнительном образовании является нацеленность на приобретение практических навыков (овладение аналитическим инструментарием, в том числе правового характера, технологиями взаимодействия с представителями исполнительной и законодательной властью) и нетворкинг, что дает студентам возможность получить в ходе обучения реальные инструменты для работы. Эти направления в качестве приоритетных назвало 80% респондентов.

Практическая нацеленность большинства GR-специалистов позволяет предположить, что наибольший интерес для слушателей представляют образовательные программы со спикерами-практиками в области лоббирования и связей с государственными органами власти.

Проведенный анализ экспертного состава образовательных программ в сфере связей с госорганами и лоббизма позволяет утверждать, что образовательные программы становятся междисциплинарными и требуют от преподавательского состава обширных знаний в таких областях как политология, юриспруденция, экономика, государственное управление, связи с общественностью и т.д.

По этой причине, в качестве преподавателей программ в области GR и лоббистской деятельности приглашаются топ-менеджеры из российских и зарубежных компаний, а также из органов государственной власти. Таким образом, слушатели могут на реальных кейсах познакомиться с функционированием механизмов GR и лоббизма в различных отраслях российской экономики.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что образование в сфере GR и лоббизма в России активно развивается и приспосабливается к современным вызовам. Ключевым фактором для эффективного взаимодействия между государством и бизнесом является подготовка квалифицированных специалистов. С учетом актуальных тенденций и постоянных изменений на международной арене, учебные программы будут и далее эволюционировать, формируя новое поколение экспертов, способных устанавливать конструктивные отношения с государством.