Литий-ионные батареи становятся новым ориентиром в складской технике
Новые тяговые литий-ионные батареи находятся на переднем крае инноваций складской техники России. Подробности раскрывает эксперт Сергей Юшков
Более 10 лет возглавляет направление сервиса и ремонта подъемного оборудования в компании «Грузовая Механика»
Применение современных тяговых батарей для электромоторов получают все большее распространение среди дорожного транспорта, тяжелых погрузчиков, складской техники. О преимуществах и перспективах развития этого направления поговорим с руководителем отдела сервиса и ремонта компании «Грузовая Механика» Сергеем Юшковым.
В чем разница между популярными свинцово-кислотными и литий-ионными батареями?
Свинцово-кислотные батареи еще активно используются для работы складкой техники. В мощных моделях штабелеров и самоходных тележках «Сиблайн», поставляемых компанией «Грузовая Механика», стоят именно такие батареи.
К плюсам этой технологии относится отработанный процесс производства и изученные принципы работы. Но сама технология была придумана больше века назад и сегодня, можно сказать, она себя исчерпала и перспектив дальнейшего развития практически нет.
После введения санкций количество поставок батарей этого типа сократилось, а имеющихся в России мощностей не достаточно для удовлетворения спроса.
Сегодня среди штабелеров и самоходных тележек «Sibline», есть модели со свинцово-кислотными батареями, но их количество не большое и постепенно снижается в пользу применения батарей c Li-ion технологией.
Основная проблема литий-ионных аккумуляторов, которая раньше смущала потребителей — это более высокая цена, она была практически вдвое выше, чем на свинцово-кислотные модели.
Но развитие электротехники позволило снизить стоимость и сделать использование таких батарей более доступным. А при достаточно интенсивной эксплуатации складской техники батарея окупается за 2-3 года.
Ходит много мифов и слухов о литий-ионных батареях, расскажите о них немного подробнее.
Безопасность.
Самый главный слух заключается в низкой безопасности Li-Ion аккумуляторов, который тянется с 80-х годов XX века. Да, в начале эксплуатации батарей этого типа были возможны неполадки в виде высокого нагрева, замыкания пластин и даже в некоторых случаях, возгорания.
Но уже в 1991 году фирма Sony применила более безопасную формулу, а развитие технологий позволило в начале XXI века доработать химические составы и материалы, используемые для их производства. Батареи получили блоки управления, следящие за процессами заряда-разряда, перезаряда или наоборот глубокого разряда. Что сделало их использование безопасным в качестве тяговых АКБ.
И не нужно путать их с маломощными источниками питания для смартфонов, планшетов, которые сегодня периодически взрываются и горят, в основном из-за деформации и внутренних замыканий. Тяговые батареи имеют с ними мало общего.
Привычка.
Отработанные годами технологии изготовления, понятные процессы, проходящие внутри свинцово-кислотных аккумуляторов, низкая цена позволили привыкнуть к применению этих элементов в складской технике и даже не обращать внимания, на ряд серьезных недостатков:
- Применение в качестве электролита раствора серной кислоты не безопасно, а обслуживание требует более аккуратного подхода;
- Риск сокращения срока службы из-за недостаточного контроля при обслуживании, заряде, эксплуатации, хранении;
- Медленное время заряда. Для полноценного заряда требуется 7-8 часов времени, в некоторых случаях батарею можно зарядить быстрее, но регулярно использовать быстрый заряд не рекомендуется;
- Для продолжительной работы складской техники в несколько смен потребуется наличие минимум двух аккумуляторов на один погрузчик или штабелер;
- Не высокий КПД — около 20% затраченной на заряд батареи энергии расходуется не на работу, а на тепло;
В чем преимущества литий-ионных батарей и почему рынок складской техники в перспективе ориентируется на них?
Литий-ионных батареи лишены перечисленных недостатков.
- КПД — батарей этого типа составляет 96%;
- Для полного заряда требуется 1,5-2 часа;
- Срок службы по количеству циклов заряда в 2-2,5 раза выше, по сравнению с кислотно-щелочными моделями;
- Не требуют дополнительного обслуживания, автоматически выключаются, исключая глубокий разряд;
- Более безопасны, не выделяют вредных газов во время заряда или эксплуатации;
- Некоторые модели, например складские самоходные тележки Sibline SLL, штатно комплектуются двумя АКБ;
Обычно главным сдерживающим фактором при выборе литий-ионного аккумулятора была цена. Но если учесть все перечисленные преимущества, этот тип батарей не уступает, а по совокупности показателей превосходит свинцово-кислотные аналоги.
Еще один момент, который хочется отметить — политический. После ввода санкций и ограничений со стороны западных компаний поставки свинцово-кислотных батарей значительно сократились. А вот Китай, являющийся главным производителем батарей, не присоединился к ограничениям поставок на наш рынок. В самом Китае производство более современных литий-ионных батарей выросло более чем в 4 раза.
Компания «Грузовая Механика» давно сотрудничает с рядом Китайских компаний и поддерживает направление развития современного оборудования. В перспективе компания нацелена на расширение применения оборудования, использующего новые, литий-ионные технологии.