Выездная налоговая проверка: кого, как и почему

Что такое ВНП? Как понять, что готовится проверка? Что делать, если она уже назначена?

Сергей Гаевский
Адвокат, управляющий партнер АБ «Гаевский и партнеры», член Совета МРО «Деловая Россия»

Юридический стаж — более 20 лет. Ключевые практики: банкротство и реструктуризация; корпоративное право и споры; налоговое право и споры; правовое сопровождение бизнеса

Выездную налоговую проверку (ВНП) инспекторы ФНС обычно проводят на территории или в помещениях налогоплательщика. Она назначается, чтобы проверить правильность расчета налогов и своевременность их уплаты. 

Если кратко, то принцип назначения ВНП такой: инспекция анализирует информацию о налогоплательщике и, если появились подозрения в уклонении от уплаты налогов, назначает ВНП. 

По сути, на этом этапе инспекции нужно найти дополнительное подтверждение своих подозрений. 

Как самостоятельно проверить компанию на риск проведения ВНП и что делать, если проверка уже назначена, — давайте разбираться.

Какие компании подлежат проверке

Это организации, которых ФНС подозревает в уклонении от уплаты налогов. 

Инспекция анализирует отдельные сделки компании или ее деятельность в целом. Причем для этого она использует информацию из различных источников: общедоступных и ведомственных (собственно ФНС и других госорганов). 

На что обращает внимание Налоговая

Компания попадает в план ВНП, если в отношении нее имеются:

  • сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств;
  • результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Говорить о схемах незаконной «оптимизации» здесь не будем — это тема для целого цикла статей. А вот оценки финансовых показателей коснуться все же стоит.

Вероятность назначения ВНП напрямую зависит от результатов оценки финансово-хозяйственной деятельности компании. Налоговая проводит ее при помощи критериев, которые перечислены в специальном документе — Концепции системы планирования ВНП.

  • Низкая налоговая нагрузка. Ее можно рассчитать по формуле:

Налоговая нагрузка = Н / О * 100%,

где Н — сумма налогов и сборов, которые компания уплатила в конкретном налоговом периоде, а О — ее оборот.

Получившееся значение не должно быть ниже среднего уровня по отрасли (виду экономической деятельности). 

Например, в 2021 году для строительных компаний налоговая нагрузка в среднем составляла 10,1%. Если у какой-то организации из строительной отрасли налоговая нагрузка меньше 10,1%, это повышает риск назначения ВНП.

Налоговую нагрузку по видам экономической деятельности можно найти здесь.

  • Убытки, отраженные в бухгалтерской отчетности. ВНП может быть назначена, если убытки фиксируются в течение 2-х и более календарных лет.
  • «Значительная» сумма налоговых вычетов за определенный период. Например, для НДС это ≥ 89% за 12 месяцев и др.

Всего таких критериев 12. Каждая компания может использовать их для самопроверки, чтобы понять, насколько велика вероятность назначения ВНП: чем больше критериев нарушено, тем она выше.

Подробнее о том, как пользоваться критериями для самопроверки, — здесь.

Как понять, что готовится ВНП компании

Об этом налогоплательщик может узнать лишь по косвенным признакам. 

Как правило, это частые запросы Налоговой о предоставлении документов и пояснений. Обычно их направляют самому налогоплательщику и его контрагентам, в отношении которых налоговики уже проводят предпроверочный анализ компании. Это значит, готовится выездная налоговая проверка.

Три рекомендации, если узнали о назначении ВНП

Рекомендация 1. Определите круг работников, ответственных за сопровождение выездной налоговой проверки. 

Обычно это штатные юристы, руководители структурных подразделений, менеджеры — все те, кто знаком с «внутренней кухней» компании.  При проведении ВНП только они будут полномочны представлять интересы налогоплательщика во взаимоотношениях с налоговым органом, получать требования о предоставлении документов и пояснений, передавать проверяющим запрашиваемые документы и информацию. 

Кроме того, следует разработать алгоритм поведения сотрудников при проведении осмотра помещений, выемки документов. 

Например, при появлении инспекторов приостановить работу компании и отпустить не «ответственных» работников. Это предотвратит разглашение нежелательной информации неподготовленными сотрудниками.

Рекомендация 2. Обеспечьте «гигиену» рабочих мест сотрудников. 

Проверьте внутреннюю документацию и электронные носители информации — нет ли в них ничего подозрительного? Так вы сможете исключить наличие на территории предприятия предметов, документов и информации, непосредственно не относящейся к деятельности данного предприятия (налогоплательщика).

Рекомендация 3. Самостоятельно оцените налоговые риски. 

Для этого используйте критерии для самопроверки, о которых мы уже упоминали выше. По ним нужно проанализировать деятельность налогоплательщика за 3 предшествующих года.

Если какие-то критерии будут нарушены, продумайте концепцию защиты, подготовите соответствующие документы и пояснения. В случае необходимости — представьте уточненные налоговые декларации.