Как выбрать офисное пространство в формате «третье место»
Почему успех компании зависит от рабочего пространства для сотрудников и как выбрать офис в формате «третье место»
За последние 10 лет в сфере недвижимости управляла продажами в таких компаниях, как Urban group, Sminex. Получила степень МВА «Управление недвижимостью и девелопмент» в Высшей школе экономики.
Скучные кабинеты с серыми стенами и комплексный обед из суровой столовой — сейчас привлечь в такие офисы востребованных специалистов просто невозможно. Современные горожане живут по принципу life-work balance и готовы работать только в бизнес-центрах с разнообразной инфраструктурой. Рассказываем, как выбрать рабочее пространство в формате «третье место».
Что такое «третье место» и почему оно важно
Впервые термин «третье место» был использован в начале 90-х американским социологом Рэем Ольденбургом в его книге «The Great Good Place» (1989). Он называл так социальные пространства вне дома и места работы («первого и второго места»), которые необходимы людям для социализации, качественного досуга и расслабления, обмена информацией и творчества, снятия стресса и формирования идентичности. Без них в обществе, особенно современных мегаполисах, возрастает социальная изоляция, а также риск развития психологических проблем и заболеваний у горожан.
«Третье место» должно быть легко доступным и удобным, располагающим к общению, комфортным и неформальным, достаточно простым и не помпезным, чтобы люди могли в нем расслабиться и отдохнуть, почувствовать себя нужным и желанным гостем. Таким местом могут быть любимая кофейня или библиотека, салон красоты и фитнес-клуб.
Зачем компаниям офис в формате «третье место»
Ни для кого уже не секрет, что комфортный современный офис — это один из инструментов конкурентной борьбы за ценные кадры на рынке труда, а также способ повысить продуктивность, креативность и командный дух в коллективе.
Согласно опросу hh.ru, именно удобное рабочее место, оснащенное всем необходимым, стало вторым после возможностей карьерного роста (и уровня зарплаты, разумеется) фактором выбора компании для соискателей в России. И если раньше специалистов удовлетворяло наличие удобного кресла, хорошего освещения и кондиционера в офисе, то сейчас люди ищут такое место работы, которое позволяло бы им вести активную и яркую жизнь за пределами своего кабинета или open space.
Причем согласно совсем свежему опросу того же hh.ru и «Русской Школы Управления» (РШУ), наибольшую ценность для сотрудников имеют следующие офисные бонусы: современное оборудование рабочих мест — 73%, набор развитой коммерческой и транспортной инфраструктуры — 65%; тихие зоны для работы — 41%; продуманная навигация офиса — 31%.
Что должно быть в офисе в формате «третьего места»
С каждым годом продолжительность рабочей недели в России растет. По данным Росстата, в 2024 году россияне в среднем тратили на работу 38 часов 12 минут в неделю, что стало рекордом с 2014 года.
«Мы живем на работе», но это и не плохо, если ваше рабочее место обладает возможностями для продуктивного внерабочего времени. Поэтому при выборе офиса важно обращать внимание на ту инфраструктуру, которой бизнес-центр оснащен, и соотносить ее возможности с теми потребностями, которые хотели бы удовлетворить ваши сотрудники, не тратя время и силы на перемещения по городу в перерыв и после завершения рабочего дня.
Согласно нашему исследованию, для большинства офисных сотрудников важна разнообразная и обширная инфраструктура в бизнес-центре. Особенно чувствительна к этому категория молодых специалистов в возрасте 18–35 лет. Важней всего для работников наличие в деловом центре магазинов и сервисов, зон для спокойного отдыха, фитнес-клубов и зеленых зон и парков рядом.
Опираясь на потребности будущих резидентов, мы спроектировали в бизнес-центре Upside Кунцево, находящемся в двух минутах от нового транспортно-пересадочного узла «Кунцевская», большое разнообразие «третьих мест», которое можно считать бенчмарком для современных офисных пространств. Так, в Upside Кунцево предусмотрена интересная опция — просторная общественная терраса площадью 260 кв. м на стилобате, где можно будет как работать с комфортом, так и отдохнуть в оборудованной для этого зоне. Также в проекте предусмотрены объекты инфраструктуры под любую потребность, включая кафе и рестораны, салоны красоты, магазины, аптека.

Почему нужно не забывать про зеленые «третьи места»
Офис как среда, где мы проводим большую часть своего времени, оказывает на наше психологическое и физическое состояние колоссальное влияние. По данным ВОЗ, около 60% офисных работников испытывают негативные последствия сидячего образа жизни, которые может минимизировать, в первую очередь, если предусмотреть в офисе возможности для физической активности, лучше всего на свежем воздухе.
Согласно теории восстановления внимания шведского специалиста Терри Хартиг, чтобы восстановиться, люди должны переключаться с произвольного внимания на непроизвольное, что возможно при наблюдении за природными объектами — деревьями, птицами, цветами, облаками на небе. Однако найти в столице бизнес-центр рядом с парком практически невозможно. Такой пример — Upside Кунцево, где на прилегающей территории площадью 3,5 тыс. кв. м будет благоустроен сквер, являющийся продолжением существующей парковой зоны имени Ивана Франко.

Топ-3 характеристики офиса в формате «третьего места»
Таким образом, чтобы выбрать офис в формате «третьего места», нужно обратить внимание на следующие характеристики:
- Местоположение. «Третье место» должно быть легко доступным, поэтому офис в таком формате должен обладать высоким уровнем транспортной доступности: быть рядом с метро и другими остановками общественного транспорта, с крупными дорожными развязками.
- Инфраструктура. В бизнес-центре в формате «третьего места» должна быть развитая инфраструктура, включая как коммерческие (магазины, кафе, сервисные объекты, фитнес-центры, аптеки и банки и т.д.), так досуговые объекты (места для отдыха, кинотеатры, выставочные пространства и т.д.).
- Зеленые зоны вокруг. Лучше всего выбирать бизнес-центр рядом с зеленой зоной — парком или сквером, где можно прогуляться и отдохнуть на свежем воздухе.