Анна Рудакова опросила спикеров Woman Who Matters о предпринимательстве
Основатель Форума Woman Who Matters Анна Рудакова провела опрос спикеров и участников форума о том, что они считают самым важным в предпринимательстве
Центральной темой форумов Woman Who Matters в 2017–2022 годах был трек женского лидерства — лучшие практики и проекты, реализованные женщинами или для женщин. В этом году к нему добавился трек женского предпринимательства, а центральной темой стала его поддержка — финансовая, консультационная, информационная, практическая. Накануне открытия форума его основатель Анна Рудакова обсудила со спикерами панельных дискуссий, что именно они считают самым важным в предпринимательстве — личный опыт, поддержку близких и государства, развитие бренда и предпринимательскую интуицию.
У каждого предпринимателя свой уникальный путь в бизнесе, но есть общие темы и стратегии, которые объединяют их.
Образование и саморазвитие
Фундаментальной темой для бизнеса и предпринимателей остается образование и саморазвитие. Причем речь идет не о конкретных именитых вузах или образовательных программах. Успешных бизнесменов объединяет концепция Lifelong learning — процесс непрерывного образования в течение всей жизни.
Алиса Старовойтова, актриса, режиссер, основатель школы актерского мастерства REFORMA LAB: «У меня три высших образования, и все три нашли свое воплощение в моем бизнесе — экономическое, продюсерское и актерское. Я бесконечно учусь, повышаю имеющиеся навыки и восполняю пробелы. Особенно сейчас, когда искусственный интеллект пришел почти во все сферы любого конкурентоспособного бизнеса. С каждым новым днем мир обретает все большую мобильность, требуя от нас непрерывного обновления существующих навыков или освоения новых горизонтов».
Юлия Кавнадская, основатель и президент группы компаний Palais Royal Wine, член Генерального совета «Деловой России», Совета предпринимателей Москвы, финалист проекта «Лидеры России»: «Для того чтобы решиться открыть свое дело, надо иметь высокий уровень энергии, большую работоспособность и постоянно заниматься своим образованием. Я училась и строила карьеру одновременно. Хорошее образование и саморазвитие помогло реализовать себя, раскрыть потенциал. У меня пять дипломов — Финансово-экономический университет, Высшая школа экономики, Executive MBA от ESIDEC, диплом по маркетингу университета Uppsala в Швеции. Каждый из них помог мне раскрыть себя как руководителя, предпринимателя, творческую личность».
Зина Шамоян, психолог-психотерапевт, основатель и преподаватель Академии результативно-практической психологии и психотерапии: «Образование и обучение — это определенно то, что в моей жизни сохраняется по сей день. Каждый курс, каждое дополнительное образование дали свои плоды. Особенно те программы, которые шли от практиков и создателей собственных бизнес-систем».
Марина Демина, управляющий кризис-менеджер, совладелец группы компаний DWG: «Юридический факультет СПбГУ привил мне любовь к юриспруденции и заложил основы системного профессионального мышления. Но настоящую школу жизни я прошла за 15 лет работы в прокуратуре Санкт-Петербурга. Там я получила безупречные знания законов Российской Федерации и научилась выживать при любых обстоятельствах, сохраняя честь и достоинство мундира. Аппаратной работе меня научила должность вице-премьера Республики Алтай, а постоянное взаимодействие с контрольно-ревизионным управлением Администрации Президента научило дипломатии и навыкам эффективной коммуникации».
Поддержка: семья, бизнес-партнеры, государство
«Один в поле не воин» — гласит народная мудрость, которую легко отнести и к бизнесу. Даже если вы единственный собственник и управляющий собственным бизнесом, ваш путь будет крайне сложным без поддержки со стороны семьи и близких, команды и бизнес-партнеров, а в некоторых случаях — государства.
Зина Шамоян, психолог-психотерапевт, основатель и преподаватель Академии результативно-практической психологии и психотерапии: «Безусловно, очень важна вера в себя, но также важна и поддержка. В моем случае, ввиду национальных и культурных особенностей, поддержка от близких звучала как: «Ты же девушка, зачем тебе все это? Живи спокойную женскую жизнь за каменной спиной мужа!» И я безумно благодарна этому огню внутри себя, который тогда не потух, и я сделала себя как личность и создала свою жизнь».
Как отмечает Шамоян, в ее работе не было поддержки от государства в первую очередь потому, что она не была осведомлена о нужных программах поддержки малого бизнеса. «Я искренне рекомендую больше общаться с государством! У меня была очень избегающая позиция в коммуникации с госорганами, что оставило в тени несколько дверей и возможностей», — говорит она.
Марина Демина, управляющий кризис-менеджер, совладелец группы компаний DWG: «Выбор деловых партнеров — один из краеугольных камней вашего успеха. В моей работе таким партнером стала горно-металлургическая компания «Норильский никель». Нам, как генеральному подрядчику, участвующему в программе «Сделано с заботой» в городе Норильске, для реализации обязательств по контракту была предоставлена колоссальная поддержка. Другой наш надежный партнер в течении многих лет — Банк ДОМ.РФ».
Как отмечает Демина, крайне важна и внутренняя команда. «В течении 20 лет я собирала вокруг себя эффективных, профессиональных, креативно мыслящих, надежных людей, способных реализовать любую поставленную задачу», — отмечает она. По оценкам Марины Деминой, 80% ее команды — женщины, которые доказали, могут преуспевать даже в таком традиционно мужском бизнесе как строительство.
Бренд предпринимателя и бизнеса
В России недооценивают роль личного бренда, хотя он не только может помочь своему владельцу построить бизнес или карьеру, но и одновременно защищает от синдрома самозванца. От последнего, согласно исследованию компании Executive Development Network, страдают более 50% женщин и только чуть более трети мужчин.
Алиса Старовойтова, актриса, режиссер, основатель школы актерского мастерства REFORMA LAB: «Начав свой бизнес, я поняла, что получаю невероятный заряд энергии от предпринимательства, и даже жалела, что столько лет потратила на служение театру и съемкам в кино. Тогда мне было абсолютно плевать, что я остаюсь в тени собственных образовательных курсов и программ, а вот сейчас я бы однозначно дала себе совет развивать свой личный бренд!»
Когда говорят о личном бренде, чаще всего имеют в виду представленность в соцсетях. Но это понятие гораздо шире, как и само информационное поле. Тут и экспертные комментарии, и колонки в СМИ, собственный подкаст или видеоблог, хорошо индексируемый сайт, обучающий курс или частичная занятость в роли наставника в онлайн-школе, изданная книга, отзывы на популярных сайтах, востребованность в качестве консультанта, спикера, тренера. В любом из этих вариантов реализации личный бренд позволяет человеку чувствовать себя увереннее и приносит новые проекты и заказы.
Именно уникальный бренд как основу успеха бизнеса выделяет спикер Woman Who Matters Залина Гуриева, врач дерматолог-косметолог, эксперт по anti-age медицине, автор множества уникальных методик омоложения и здоровья кожи, спикер ВЭФ, основатель центра превентивной медицины BIONIKA и клиники эстетической медицины Elasto Beauty.
«Определение эффективной ДНК бренда — одна из самых сложных задач его построения. Если вы правильно отражаете позиционирование и индивидуальность в ДНК бренда, то именно это в итоге станет причиной и доказательством, что вашему бренду можно верить», — уверена Залина Гуриева.
На своем собственном опыте Гуриева выделила три главные правила построения бренда:
- Исключительность. ДНК вашего бренда должна быть уникальной. И уникально убедительной в вашем секторе. Ее ни в коем случае нельзя путать с общим сообщением вашего конкурента. Правильная ДНК становится синонимом вашего предложения. Это устраняет беспорядок и запоминается.
- Долгосрочность. ДНК бренда должна быть глубокой и устойчивой, соответствовать потребностям аудитории и вашей долгосрочной бизнес-стратегии. Не рассматривайте ДНК бренда как слоган маркетинговой кампании, цели которой поверхностны и преходящи. ДНК — это долгосрочная инвестиция.
- Правда. Если ваша ДНК нечестно представляет ваш бизнес и бренд, ваша аудитория в нее не поверит. ДНК бренда должна быть основана на фактах или, по крайней мере, отражать то, чего хочет достичь ваша организация. Поддельные и неточные ДНК ослабляют доверие и разочаровывают аудиторию.
В заключении Анна Рудакова дала три фундаментальных совета женщинам, которые только-только подступаются к бизнесу:
Первый совет: определить свои ролевые модели, понять, кто вам импонирует, с кем хотелось бы ассоциироваться — выделить черты образа, которые можно проработать для себя самой.
Второй: найти кого-то, кто мог бы дать совет и поддержать. Менторская поддержка крайне важна. Зачем вообще мы ходим к коучам? Для того чтобы нам дали одобрение, разрешение. Мы интуитивно чувствуем, чего хотим, но сил и веры в себя хватает не всегда. Нам нужен кто-то сторонний, кто скажет: «Можно!»
И последний совет: изучайте себя! Когда вы себя изучите вдоль и поперек, не понадобится уже никто другой, кто бы дал разрешение. Вы поймете, на что опереться внутри себя, и позволите себе делать то, что хочется.