КВТ 9 июля 2024

Какие три главных вызова стоят перед импортерами в 2024 году

Больше всего сегодня импортеров заботит вопрос оплаты иностранному поставщику. Но есть и другие две болезненные темы

Юлия Шлeнская
Президент таможенно-логистического оператора КВТ Сервис

Юлия Шлёнская — партнер образовательного проекта «Корпоративный онлайн университет», а также ВЭД-проекта «Сбер Корус», постоянный спикер профильной логистической конференции «ВЭД. Таможня. Логистика», узкоотраслевых мероприятий. Кроме этого – эксперт РБК.Pro, «Коммерсанта» и «Ведомостей», автор колонок в журналах «Секрет Фирмы», «Сноб». Владелица и соавтор популярного телеграм-канала «Завтрак с таможней».

В условиях непредсказуемо меняющейся экономической реальности перед теми, кто занимается импортом, возникают новые поводы для беспокойства и опасений. Мы в таможенно-логистическом операторе КВТ, выделяем их в три категории: финансовые вопросы, логистические вопросы и вопросы госконтроля, в первую очередь — со стороны таможни. 

Финансовый вопрос 

Сложности с оплатами иностранным поставщикам — первые в топе вызовов для предпринимателей на протяжении последних лет. Провести платеж напрямую из российского банка в банк в стране получателя становится практически невозможно, даже если речь идет о дружественных странах вроде Китая. Практически каждый платеж приходится администрировать вручную (т.е. выстраивать такую связку из нескольких банков, которая точно сработает). И нередко случается так, что еще неделю назад работавшая схема ломается, и нужно искать альтернативные способы оплаты. По коллективному опыту участников ВЭД мы видим, что усложнилась оплата даже тех товаров, которые не попадают в санкционные списки США и ЕС. Найти работающую связку для платежа и перевести деньги иностранному поставщику — главная проблема для импортеров сегодня. 

Логистический вопрос

Давно отошли на второй план вопросы стоимости и даже сроков доставки, потому как основной вопрос в логистическом разрезе — доедет ли товар в принципе. Даже если с первым пунктом — оплатой — разобрались, доставка с несколькими перегрузками в пути, с перепродажами в пути — рискованное предприятие. В процессе груз может быть попросту арестован, если он проходит границы недружественных стран и вызывает у местной таможни подозрение в том, что груз может быть подсанкционным товаром. 

Вопросы таможенного контроля

Последний рубеж на пути поставки из-за рубежа в Россию — это таможенные органы, которые неустанно бдят за соблюдением российского законодательства, не забывая про собственную фискальную функцию. Проблемы с таможней возникают, когда в контейнере обнаруживается не то, что заявлено в декларации (случается, что поставщик ошибается при погрузке и отправляет чужой товар), когда обнаруживается то, что в декларации не заявлено (подарки, комплекты и упаковка, которые поставщик положил на запасной случай). Когда декларант заявляет не тот код ТН ВЭД, который соответствует товару, или когда таможня в силу собственного подхода считает, что код выбран неверно. Поскольку одна из главных задач таможенных органов — формировать доходную часть бюджета, вопрос исчисления таможенных платежей, подлежащих уплате, всегда становится камнем преткновения между госорганом и предпринимателем. Это можно увидеть по неиссякаемой судебной практике споров относительно выбора кода ТН ВЭД или определения таможенной стоимости товаров.