Вызов принят: слушатель программы МВА ВШБ о выездном модуле на Байкал
О стратегии, ведущей к победе, командном взаимодействии и выходе из зоны комфорта в экстремальных условиях. Опыт выездного модуля программы МБА
Дамир Маннанов, основатель и генеральный директор Группы Гидравликовъ, в интервью PR-директору и доценту ВШБ Андрею Шаромову рассказал, что ему дал выездной модуль программы МВА и как удалось привести команду к победе в непростом переходе через Байкал.
Дамир, поздравляю Вас и команду с победой в переходе через зимний Байкал во время выездного модуля. Скажите, почему вообще решили снова пойти учиться, как выбирали программу MBA?
Снова пойти учиться меня сподвиг целый комплекс вопросов, которые требовали решения. Прежде всего, рост бизнеса. Когда есть желание расти дальше, развиваться, стать лидером для большего числа людей, и из микробизнеса и малого бизнеса перейти на следующую ступень, то, конечно, без лидерских компетенций и теоретических знаний ведения бизнеса не обойтись. Кроме того, любое обучение — это комьюнити людей со схожими интересами, которое позволяет расширить сеть бизнес-контактов.
ВШБ для меня стала бизнес-школой первого выбора, благодаря бренду Вышки и преподавателям. Они дают прикладной материал, который я использую в своей ежедневной деятельности в бизнесе.
Поговорим о выездном модуле. Какими были ваши первые впечатления, когда узнали условия: нужно не просто поехать туристами на Байкал, а выполнить нетривиальную задачу — совершить командный переход через глубочайшее озеро Земли.
Если честно, какое-то время я не понимал, зачем мне это нужно, и не принимал. И даже не был уверен, что я поеду. Организаторы говорили, что я буду находиться вне зоны комфорта. Но это ощущение мне давно знакомо, я привык там быть. Думаю, как и многие российские предприниматели. Но потом решился и, побывав на Байкале, многое понял. Важно оставаться открытым, допускать, что ты не все в этой жизни понимаешь. И главное — решиться попробовать.
Что оказалось самым сложным?
Быть под давлением членов сформировавшейся команды, принимать решения в непонятных условиях — ведь ты не знаешь этих людей и как может измениться среда, погода. Кроме того, победить должна была вся команда, а не один я — это было командное соревнование, а не индивидуальное.
Жаль, что члены моей команды не на интервью со мной сейчас, чтобы поделиться подробностями. Для этого испытания нас перераспределили на группы определенным образом, и у всех в команде оказались незнакомые им участники программы. Это еще одна линия развития навыков и работы над собой. В итоге я на практике многое узнал о лидерстве и взаимодействии в команде в экстремальных условиях, а кроме того познакомился с классными профессионалами — ребятами из нашего коллектива.
Выездной модуль — обязательный этап образовательной программы МВА Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. И замысел организаторов в том, чтобы каждый слушатель прошел этот путь: погружение в ситуацию дискомфорта, командное взаимодействие и нахождение решения, которое приведет из точки А в точку Б.
С чем было сложнее справиться: придумать стратегию прохождения этого пути, договориться о ней внутри команды, с чем-то еще?
Наверное, проще всего было справиться с эмоциями. Да, были сложности, связанные с неизвестностью: пришлось впервые встретиться с тремя членами моей команды, которых я прежде не знал, — кто эти люди? И поэтому дальше было непросто выбрать правильную стратегию: мы не знали возможности друг друга. Получается, максимум, на что каждый может рассчитывать — знать собственные возможности и на них опираться.
Выработка нашей стратегии была осложнена еще и правильностью понимания формулы, по которой велся подсчет очков в командном зачете. Нам пришлось проанализировать и выбрать основные моменты: уловить из этих уравнений, из описаний задания, что же являлось ключевым для того, чтобы наш результат был лучшим. Решили, что команда не должна сильно разделяться по дистанции, поскольку сразу же мы теряем в показателях времени. Идти нужно группой. Секундомер включается по старту всей группы, а выключается по прохождению отрезка последним участником команды.
На старте перехода по Байкалу каждый из участников команды должен был записать в специальной декларации, сколько участков маршрута он пройдет, — и ровно это и нужно выполнить. Если мы не выполняем задекларированное количество прохождений участков, то команду дисквалифицируют.
Надо идти, подбадривая друг друга, проводить определенную командную работу, чтобы все заявленные участники прошли задекларированные отрезки пути. Кроме того, в команде было пять человек с разными физическими возможностями, с разными эмоциями.
И нашей команде, как мне показалось, удалось понять суть задачи, разобраться в стратегии и договориться, написав в декларацию те данные, которые мы потом отчетливо и показали на испытаниях.
Как называлась ваша команда?
«Везучая первая нерпа». Я бы хотел отметить всех участников нашей команды: это Игорь Синельщиков, Ксения Котова, Татьяна Фадеева и Антон Долотов. Молодцы, ребята! Большое спасибо! Я хочу с вами и дальше достигать новых успехов!
Знаю, что кто-то может подумать: повезло из-за того, что кто-то более спортивный попал в нашу команду. Такое суждение можно назвать казуальным. И если говорить о том, нужна ли вообще физическая подготовка для прохождения участка с очередным испытанием, думаю, стоит принять во внимание регрессию к среднему: мы не знаем, кто в какой команде окажется. Соответственно, мы должны рассчитывать, что будет идти средний человек со средними возможностями, по льду с неизвестными погодными условиями. Даже если чемпион уйдет далеко вперед, то это не только не улучшит результат, а, наоборот, ухудшит его — из-за того, что есть понижающие коэффициенты. Все равно, как себя не готовь, как себя не тренируй, идет пять человек, и ты не знаешь их уровень подготовки.
Стратегия, ведущая к победе, должна основываться на командном взаимодействии. Это и была одна из основных задач этого образовательного модуля: научиться опираться на возможности команды, в которой на старте неизвестно, какими возможностями обладают ее участники.
Прошли ли вы своеобразный путь героя во время этого выездного модуля? Может быть удалось почувствовать себя немного другим человеком?
Да, безусловно. Рефлексия и инсайт были уже в процессе. Есть планы, как применить их и в бизнесе, и в личном, и в духовном развитии. Но не сказал бы, что я прошел этот путь — многое, полученное на Байкале, еще надо постигать и осмысливать.
Мы прошли Байкал — и теперь лучше знаем свои силы. Уверен, что каждый участник может рассчитывать на себя больше, чем прежде, став более уверенными. Но недостаточно, если ты варишься в этих мыслях в одиночестве. Я считаю, что полученное знание нужно дальше распространять, влиять на свое окружение — на коллег, на партнеров. Сеять эту уверенность и в них тоже, чтобы достигать новых высот вместе, преодолевать эти преграды и поразить дракона, который может стоять на пути.
Это потрясающий модуль и ценное ощущение команды победителей — вдохновляющее послевкусие победы.
Если вспомнить самый сложный момент, непростую ситуацию, о чем вы в этот момент подумали?
Все началось, наверное, с подготовки, когда в столовой я взял с собой двухлитровый термос, стал заваривать туда свой любимый чай с местной лекарственной травой сайгандаля, — в этот момент увидел неодобрительное выражение лица нашего преподавателя Алексея Фокина. Почему? Я вдруг понял, что это слишком много, лишнее в таком переходе — тяжело. Я совсем не представлял, что это такое — переход, готовился к какому-то другому испытанию.
Поэтому, когда пришел на финиш первого участка, первым делом избавился от своего рюкзака. И стало легко — и по внутренним ощущениям тоже. Кроме того, чая было достаточно: все было блестяще организовано.
Хождение по льду на такое длительное расстояние оказалось совсем не похожим на трекинг в мягкой обуви. Абсолютно. Для меня это все было впервые.
Вот что я понял для себя. Те навыки, которые мы получили на модуле по лидерству, помогают в развитии бизнеса, в деловых отношениях, в деловых коммуникациях. Неважно, что ты из себя представляешь, насколько ты талантлив и убедителен. Если ты правильно доносишь идеи до своей команды, то это и приведет к успеху в итоге. Если команда тебя поддерживает, мотивирована, заинтересована идти с тобой и дальше развиваться, достигать вместе, тогда задача по результатам ее деятельности может считаться успешно выполненной и завершенной.
Вы сказали, очень важна мотивация команды. Я немного позволю себе пошутить: любимый чай вы сбросили, алкоголь нельзя... Но если отбросить шутки, как происходила взаимная мотивация пятерых человек, ранее незнакомых друг с другом?
Мне хотелось сначала понять, насколько люди, с которыми мы стали командой, хотят достичь результата. Поэтому с моей стороны были некоторые провокации, чтобы разобраться: в начале я предложил назвать нашу команду «Пораженческая». Все так и сказали: «Нет, только не это!» — и я увидел, что им это надо. А значит, тогда нужно и мне и я готов вкладываться в эту работу, участвовать в командообразовании.
Мы не настраивались только на первое место. Я считаю, это было бы деструктивно. «Лучшие среди лучших, вполне можем занять третье или четвертое место» — такая была установка. Так мы убрали и последнее место, и стали психологически более готовы.
По результатам контроля времени, когда достигали финиша этапов, понимали, где находимся сейчас, что у нас превосходный результат по сравнению с другими командами. От этого тоже было определенное спокойствие и азарт.
Я уже догадываюсь, что Вы ответите на следующий вопрос, но, все же, задам. Агрессивное достигаторство или сбалансированное планирование? Каков ваш стиль ситуативного лидерства?
Точно не агрессивное достигаторство. Сбалансированная и продуманная стратегия, мотивация, общий интерес команды, желание всех участников команды прийти к результату. И, конечно, общее хорошее настроение. Как итог — совместные воспоминания и дружба после того, как Байкал объединил.