Эксперты назвали скрытые причины увольнений: что вы не знали о команде
Фонд «Общественное мнение» совместно с платформой «Просебя» провели исследование ментального благополучия работающих россиян
В разработке методики участвовали специалисты обеих компаний, а валидировали независимые эксперты: психологи, специалисты по социальным измерениям, корпоративному благополучию и маркетингу.
Расскажем об основных данных исследования и предоставим рекомендации экспертов:
- 30% сотрудников в зоне риска и близки к выгоранию: от чего это зависит и как исправить.
- Постоянно испытывает стресс = с большей вероятностью уволится и другие связи между ментальным благополучием сотрудников и метриками бизнеса.
- Какие стратегии можно использовать, чтобы сделать команду вовлеченнее, лояльнее и продуктивнее.
Что теряет компания, если игнорирует ментальное благополучие сотрудников
Исследование показало, что уровень ментального благополучия сотрудников напрямую связан с их отношением к работе и компании. Если коротко, то чем выше ментальное благополучие людей, тем больше они довольны компанией и вовлечены в работу, и наоборот.
+ Среди сотрудников с высоким уровнем ментального благополучия 55% полностью довольны своей работой.
− А вот в группе с низким показателем таких всего 12%.
+ Те, у кого высокий уровень ментального благополучия, недовольны работой всего в 9% случаев.
− Среди тех, у кого с ментальным благополучием ситуация плохая, таких уже 44%.
+ Сотрудники с высокими показателями ментального благополучия в 50% случаев готовы рекомендовать компанию друзьям. Такие люди чаще выступают в роли промоутеров — они искренне поддерживают компанию, формируя ее позитивный имидж.
− А среди тех, кто находится психологически в минусе, таких всего 15%. В этой группе много критиков — сотрудников, которые выражают недовольство и могут негативно отзываться о компании, что ухудшает ее репутацию и снижает шансы привлечь новые таланты.
+ Всего 23% сотрудников с высоким уровнем ментального благополучия допускают, что могут уволиться в ближайшие полгода.
− В группе с низким уровнем ментального благополучием таких в два раза больше — 48%.
+ 57% сотрудников с высоким уровнем ментального благополучия уверены, что останутся в компании.
− В группе с низким показателем ментального благополучия такая уверенность есть только у 30%.
Эксперты «Просебя» считают: компании, которые поддерживают ментальное благополучие сотрудников, уменьшают текучесть кадров и получают более лояльную и вовлеченную команду. Сотрудники таких компаний больше ценят свою работу, трудятся с отдачей и напрямую влияют на успех бизнеса.
Шесть ключей к вовлеченности сотрудников: где таятся скрытые угрозы и как с ними справиться
Исследование выявило ключевые проблемы, связанные с ментальным благополучием работающих в найме:
- Каждый пятый испытывал за последний месяц тревогу, апатию в начале рабочего дня, бессонницу или раздражительность.
- Каждый четвертый сотрудник измотан, ему трудно расслабиться и отключиться от забот.
- Более половины сотрудников испытывали стресс за последний месяц, а треть — находятся в этом состоянии постоянно.
В исследовании проанализированы разные аспекты жизни людей, влияющие на ментальное благополучие:
1. Симптомы ментального неблагополучия: тревожность, раздражительность, угнетенное настроение.
2. Сопротивляемость и другие психологические аспекты: адаптивность, уверенность в себе, энергичность.
3. Стресс-статус: способность справляться со стрессом.
4. Личностные факторы: отношения в семье, удовлетворенность своим здоровьем и другие.
5. Профессиональные факторы: условия труда, суть работы, объем нагрузки, отношения с коллегами и руководителями.
6. Социальные факторы: экономическая и политическая нестабильность.
Эксперты «Просебя» рекомендуют вовремя выявлять эмоциональные проблемы в команде, чтобы предотвращать сорванные дедлайны, некачественный сервис и общее снижение качества работы. Сотрудники с развитыми навыками устойчивости к стрессу спокойнее справляются с форс-мажорами и реже выгорают.
Компании, которые создают комфортные условия труда и развивают психологические навыки у своих сотрудников, экономят на найме и адаптации новых людей, получают более мотивированные и продуктивные команды и остаются на плаву в любых условиях.
Три стратегии, как повысить лояльность в зависимости от «агрегатного состояния» сотрудников
Согласно результатам исследования, в среднем в стране 40% сотрудников находятся в хорошем ментальном состоянии, а 30% — в зоне риска и близки к выгоранию.
Исследование ФОМ оперирует следующими уровнями ментального благополучия сотрудников:
Высокий
Сотрудники с позитивным настроением, низким уровнем стресса, высокой эмоциональной устойчивостью и удовлетворенностью жизнью.
Средний
Сотрудники могут сталкиваться со стрессом и усталостью, но сохраняют работоспособность и стабильность.
Низкий
У сотрудников высокий уровень стресса, эмоциональное выгорание, раздражительность. Они часто не удовлетворены жизнью и работой.
Уровень ментального благополучия сотрудников — это не статичная характеристика, а переменная, которая изменяется под влиянием внешних и внутренних факторов. Поэтому эксперты «Просебя» рекомендуют компаниям:
- Поддерживайте энтузиазм и вовлеченность тех, кто в хорошем психологическом состоянии.
- Тех, кто находится где-то посередине, постарайтесь вывести из зоны риска.
- Уделите максимум внимания тем, кому сейчас тяжело, чтобы стабилизировать их состояние, снизить текучесть кадров и улучшить общую атмосферу в коллективе.
Комментарий врача-психотерапевта и специалиста по корпоративным программам ментального благополучия Натальи Бехтеревой:
Суть низкого уровня ментального благополучия и выгорания — в том, что человек плохо понимает себя, свои возможности и ограничения.
Соответственно, решение не должно сводиться к борьбе с симптомами, например, разовому психологическому тренингу или скидке на фитнес.
Когда компания последовательно помогает сотрудникам разобраться со «слепыми пятнами» и развить навыки управления своим состоянием, она занимается как профилактикой будущих психологических трудностей, так и решением уже существующих.
Сотрудник, который понимает, где у него слепые пятна, где не хватает знаний, включенности, целеполагания, а где ценности не сходятся с целями, становится способен разобраться с любыми проблемами, которые мешают ему работать продуктивно.
Чек-лист как поднять лояльность, мотивированность и продуктивность команды
По мнению экспертов «Просебя», результаты исследования дают компаниям крепкую базу для разработки эффективных стратегий, чтобы устранить проблемы и сделать рабочую среду более комфортной и продуктивной.
С чего можно начать:
1. Понять основные проблемы команды
Вот какие симптомы ментального неблагополучия оценивались в исследовании ФОМ:
- ощущение собственной неэффективности;
- одиночество;
- тревожность;
- упадок сил;
- выгорание;
- проблемы со сном;
- угнетенное настроение;
- раздражительность;
- снижение способности испытывать удовольствие;
- сложности с концентрацией внимания;
- невозможность расслабиться;
- панические атаки.
В зависимости от того, какие из них более выражены или менее, можно определить ключевые области, которые требуют внимания в вашей компании. Например, выгорание может сигнализировать о необходимости перераспределить обязанности или ввести программ восстановления, а тревожность — создать более прозрачную систему коммуникации и поддержки.
2. Разработать и внедрить эффективные программы поддержки
Помимо симптомов ментального неблагополучия можно проследить, какие профессиональные факторы, влияющие на ментальное благополучие «западают» у сотрудников.
В исследование вошла оценка удовлетворенности следующими профессиональными факторами ментального благополучия:
- Рабочая нагрузка
- Содержание работы
- Организация рабочих процессов
- Оплата труда
- Должностная позиция
- Возможности для роста и самореализации
- Отношения с коллегами
- Отношения с руководителями
- Физические условия труда
Среди работающих в найме россиян хуже всего были оценены уровень зарплаты, возможности профессионального роста и организация рабочих процессов.
Понимание точек роста поможет разработать эффективные программы поддержки.
Эксперты рекомендуют, определив конкретные зоны напряжения, адресно решать проблемы, предотвращая негативные последствия:
- Например, если сотрудники жалуются на перегрузку, пересмотрите распределение задач или сделайте график более гибким.
- Если в задачах хаос, внесите ясность через регулярную обратную связь.
- Если сотрудники страдают от отсутствия взаимопонимания с начальством, можно сделать акцент на обучении руководителей выстраиванию доверительных отношений.
3. Постоянно мониторить или регулярно выявлять проблемы и по мере необходимости корректировать программы поддержки.
Подробные результаты исследования можно запросить на сайте «Просебя» в разделе для бизнеса. Они помогут глубже понять факторы, влияющие на состояние сотрудников, чтобы выбрать стратегию, подходящую именно вашей компании.
Забота о ментальном благополучии команды — это не просто шаг навстречу сотрудникам. Это стратегическая инвестиция, которая помогает создать среду, где люди работают с удовольствием, а бизнес процветает и становится сильнее на конкурентном рынке.