Angara Security 21 января 2025

Новый вид мошенничества: в прицеле злоумышленников — родители школьников

В декабре 2024 года на подобные схемы начали попадаться родители первокурсников вузов, сообщают специалисты Angara SOC

Управление по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД сообщает, что родителей школьников начали атаковать злоумышленники. Ранее об этом предупреждали правоохранительные органы разных регионов. Под разными предлогами мошенники звонят детям и родителям, представляясь сотрудниками образовательных учреждений. Для убедительности они используют персональные данные школьных работников, дипфейки и вовлекают в обман самих детей.

Сначала мошенник может позвонить ребенку и попросить сообщить номер из СМС-сообщения. Затем он связывается с родителями, прося их подтвердить обновление электронного журнала, списка учащихся или профиля ученика в мессенджере «Сферум», либо продлить обучение ребенка на второе полугодие. Для этого им тоже требуется код из СМС. 

Правоохранители и школы напоминают родителям, что учебные заведения не проводят такие опросы и рекомендуют самим связаться со школой при появлении сомнений. В декабре 2024 года на подобные схемы начали попадаться родители первокурсников вузов, сообщают специалисты Angara SOC. 

Мошенничество начинается с привычного для таких случаев звонка через WhatsApp. Жертве звонят по имени-отчеству, представляясь сотрудником вуза, курирующим студентов первого курса. Они называют реальные имена и факты из жизни университета. Родителей приглашают зарегистрироваться на сайте «Вузопедия» для отслеживания успехов ребенка и получения новостей учебного заведения. «Куратор» предлагает отправить ссылку на сайт, логин и пароль для входа, а также предлагает помощь в процессе регистрации и просит включить трансляцию экрана. Если жертва начинает сомневаться или отказывается, мошенники начинают угрожать и манипулировать. 

Пострадавшие отмечают, что мошенники хорошо осведомлены: у них есть конкретные данные об учащихся, их родителях и сотрудниках университетов. Эксперты Angara SOC напоминают, что сотрудники учреждений любой формы собственности не совершают звонки своим клиентам через мессенджеры и не требуют регистрироваться на каких-либо сторонних ресурсах. Не отвечайте на звонки с незнакомых номеров, не передавайте личные данные посторонним лицам, логины и пароли, информацию о банковских картах или коды из SMS-сообщений, не переходите по подозрительным ссылкам. Если вы уже начали разговор и возникли малейшие сомнения, немедленно прекратите общение и сообщите номер звонившего вашему мобильному оператору. У всех операторов связи существуют сервисы обратной связи для сообщений о мошеннических звонках.