Как книга ценностей помогает развивать корпоративную культуру
Сергей Савкин в интервью рассказал о том, что такое книга ценностей компании, как она может помочь брендам транслировать свое видение сотрудникам и клиентам
Занимается развитием корпоративных продуктов в издательстве МИФ
В 2009 году предприниматель Рид Хастингс выложил в открытый доступ 127 слайдов с общим названием «Корпоративный справочник Netflix». Вот лишь несколько пунктов из этого документа: за хорошую работу вас могут уволить, потому что ваша работа должна быть выдающейся, честность — в приоритете, отпуск можно брать когда угодно. Вскоре эту презентацию назвали «самым важным манифестом Кремниевой долины». Такой была книга ценностей Netflix. Что это за продукт? Как он работает в российских реалиях? И как помогает транслировать корпоративную культуру? Об этом поговорили с Сергеем Савкиным, руководителем корпоративного направления издательства «МИФ».
Сергей, один из векторов вашей работы — создание книг ценностей для других компаний. Расскажите, с чего все началось? Как МИФу пришла идея создать свою книгу ценностей?
Мы серьезно относимся к ценностям. В компаниях, где они есть, рождается ощущение уникальности и появляется смысл.
Если говорить про МИФ, то книги, которые у нас издаются, отражают важные для нас ценности. А все сотрудники издательства их разделяют. Но когда компания начинает расти, нужно, чтобы новые люди тоже могли проникнуться ее культурой и атмосферой. Для решения такой задачи хорошо подходит книга ценностей. В МИФе такую создавали, учитывая мнение всех сотрудников. В серии интервью спрашивали, что для нас важно, как мы работаем, чем отличаемся от других. По сути, книга стала зеркалом ценностей всей команды.
Когда мы увидели результат и то, как восторженно приняли книгу, поняли, что можем делиться опытом. Стали помогать партнерам, с которыми взаимодействуем, создавать свои книги ценностей. Отмечу, что многие уже воспользовались этой возможностью — у нас есть большой пул проектов, который мы помогли реализовать.
От того, насколько сотрудники будут разделять ценности места, в котором работают зависит успех и компании, и людей. А мы любим помогать бизнесам становиться успешнее и содействовать развитию человека
Как вы оцените значение корпоративной культуры в проектах, над которыми работаете?
Когда бизнес-цели поставлены, на их достижение начинают работать ценности и корпоративная культура. Они в приоритете, во многом именно от них зависит эффективность бизнеса. Мы видим результат на собственном примере, помогаем разобраться в вопросе и своим партнерам. Например, рассказываем, что книга ценностей (как один из инструментов «работы» корпоративной культуры) даст в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Подсказываем, как транслировать внутреннюю культуру на команду и на внешнюю аудиторию, чтобы достичь целей, что были на старте. Мы стараемся сами проникнуться корпоративной культурой компании, с которой начинаем взаимодействовать и на базе этого организуем работу над проектом.
И все же: почему вы решили специализироваться на создании книг ценностей для компаний?
У нас в издательстве есть два больших направления. Первое — розничное, второе — корпоративное. И там, и там нам важно создавать продукты, которые будут нести пользу и содействовать развитию. В корпоративном направлении мы действуем на глобальном уровне. Можно сказать, что книга ценностей — это сердце бизнеса, хочется, чтобы оно согревало всех сотрудников, вдохновляло их, помогало действовать так, как принято в компании.
Какие принципы вы считаете ключевыми при разработке книг ценностей?
Для начала важно определить, какую книгу ценностей мы хотим создать и для какой целевой аудитории. Книги ценностей бывают практичными и вдохновляющими, серьезными и игривыми, для крупных, средних и маленьких компаний, в электронном и бумажном виде. Если говорить об общих принципах, то книга ценностей должна:
- вызывать доверие;
- быть такой, чтобы ее хотелось посмотреть и потрогать;
- создавать яркое впечатление;
- привлекать внимание;
- быть сильной по содержанию, но простой по форме (перегруженности информацией стоит избегать).
Как вы проводите исследование и сбор информации для создания книги ценностей для конкретной компании?
К каждой компании мы подходим индивидуально, стараемся погрузиться во все процессы. Разработали специальный бриф — он помогает структурировано и в короткий срок собрать всю необходимую информацию.
Но самый первый и самый важный шаг — узнать, понимают ли в самой компании, для чего необходима книга ценностей. Часто возникает ситуация, когда подход команды, которая должна реализовать проект, не совпадает со взглядами первого лица, вот это расхождение нужно поймать и устранить на первом этапе. Иначе в конце придется все переделывать.
После того, как информация по брифу собрана, она поступает к нашему редактору, который уже сделал не одну книгу ценностей. А еще МИФ встречается с командой партнера для уточнения нюансов. На выходе мы получаем готовый сценарий будущей книги ценностей с понятной структурой и всеми необходимыми фактами для ее наполнения.
Каким образом вы взаимодействуете с клиентами на всех этапах создания книги?
Мы исходим из принципа равенства и взаимопомощи. На всех этапах подробно рассказываем, что будем делать и что для этого потребуется от каждой из сторон. Всегда проговариваем сроки, необходимые для каждого этапа или решения вопроса. Партнера сопровождает менеджер со стороны МИФа — он решает задачи на стороне издательства, подключает к процессу разных участников, когда они необходимы. Еще мы всегда подсказываем, какие вопросы чаще всего возникают на стороне партнера и как они обычно решаются.
Можете ли вы описать творческий процесс создания книги?
Вопрос очень интересный. Описать творческий процесс довольно сложно именно потому, что он творческий. Но в то же время для нас это привычный формат и здесь, конечно, есть определенная система. Каждый шаг нашего взаимодействия с партнером по созданию книги ценностей — это отдельный элемент такого творческого процесса. Хочу отметить, что это совместная работа — партнер вовлечен в нее на всех этапах. Ведь это его книга ценностей. Но если коротко описать этапы, они будут такими:
- знакомство с партнером;
- сбор информации;
- обработка информации;
- подготовка и утверждение структуры;
- подготовка контента согласно структуре;
- редактура, корректура, верстка, дизайн-макет;
- печать.
Все этапы важны и творчество есть в каждом из них. Конечно, когда мы готовим тексты, происходит что-то похожее на магию, именно за этим издательским навыком к нам приходят. Но это лишь часть процесса, ведь важно, чтобы книга ценностей вызывала впечатление и ее хотелось потрогать, а этот блок курирует команда принт-менеджеров, которые обладают колоссальными знаниями. Они подскажут, какой материал лучше выбрать и какое оформление обложки будет оптимальным в каждом конкретном проекте. Могу подсветить каждый из этапов, которые перечислил выше, за каждым из них стоят профессионалы, готовые вложить частичку души в свою работу.
Какие стратегии вы рекомендуете клиентам для успешного внедрения книги ценностей?
Здесь хочу вернуться к пяти принципам, которые называл выше: книга ценностей должна вызывать доверие, создавать яркое впечатление, привлекать внимание и так далее. Если эти критерии будут соблюдены, то внедрение будет проходить легко.
В качестве основной стратегии я бы рекомендовал обдуманно подойти именно к процессу создания самой книги. А дальше — использовать ее для трансляции ценностей и корпоративной культуры. Пожалуй, я бы немного изменил вопрос: «Как книга ценностей может способствовать формированию корпоративной культуры и распространению ценностей компании среди ее сотрудников?» По сути, это инструмент, а инструменты должны содействовать решению определенных задач.
Можете ли вы привести примеры успешных проектов, где ваша книга сыграла ключевую роль в изменении корпоративной культуры?
На мой взгляд, ключевую роль в процессах, связанных с какими-либо изменениями, играют люди. А наши книги помогают в этой трансформации. У нас довольно много проектов с крупными и не очень крупными компаниями. Но мы не можем разглашать детали из-за подписанных NDA. Если вы посмотрите наш сайт, там есть книги, доступные для покупки и фактически являющиеся книгами ценностей компаний. Например, книга Додо Пиццы или Яндекса. Мы, конечно, не возьмемся говорить о том, что наши книги сыграли ключевую роль в каких-то изменениях, но точно можем сказать, что вместе с партнерами создали продукт, который вдохновляет, за который не стыдно.
С какими проблемами или вызовами вы сталкиваетесь при внедрении книг ценностей у компаний-клиентов?
Сложно, когда у компании нет четко сформированных ценностей, а она хочет создать книгу. Здесь будет больше работы, но и за такие проекты мы тоже беремся, хотя и не в большом количестве. И, как я уже говорил выше, важно, чтобы книге ценностей доверяли, то есть сами ценности должны быть сформулированы так, чтобы их разделяла команда.
Какие изменения в поведении и отношениях сотрудников компаний-клиентов вы заметили после внедрения ваших книг?
В откликах самое важное для нас, что количество сотрудников, разделяющих ценности компании, увеличилось. Что люди используют ценности в решении повседневных задач. Обычно узнаем об этом через определенное время — после опросов на стороне партнера. Но точно ни разу не слышали о том, что показатели упали или остались неизменными.
Можете ли вы привести конкретные примеры положительного влияния книг на корпоративную культуру?
Опять же исхожу из того, что у нас подписаны NDA и могу рассказать только про нашу компанию. После создания книги ценностей МИФа процесс адаптации новых сотрудников сократился на 1 месяц, что сказалось на производительности компании. Все новые сотрудники читают нашу книгу ценностей и быстро понимают, как у нас все устроено, на что мы опираемся. А потом выстраивают свою работу по таким же принципам, это ускоряет процессы. У нас сократилось количество спорных моментов между разными подразделениями, выросла вовлеченность, снизилась текучесть кадров. Также наша книга ценностей отразилась на работе системы рекрутинга, ведь книга ценностей — это еще и способ распознавания «свой-чужой».
Были ли какие-то неожиданности или непредвиденные эффекты?
Периодически компании приходят к нам со словами: «Хотим книгу ценностей, как у вас». Этот эффект в какой-то мере стал для нас неожиданным.
Как вы оцениваете долгосрочные результаты использования книг ценностей для развития корпоративной культуры компаний-клиентов?
В долгосрочной перспективе использование книг ценностей оказывает только позитивный эффект. Так как:
- книга ценностей объединяет разные части команды и способствует синергии;
- книга ценностей помогает идти в одном направлении (если все тянут в разные стороны, хорошего результата не выйдет);
- в компании с ценностями рождается ощущение уникальности и появляется смысл;
- когда бизнес-цели поставлены, на их достижение начинают работать ценности и культура;
- обозначив ценности, быстро находишь «своих»: партнеров и клиентов, с которыми легко;
- с единомышленниками проще: делать, думать, ошибаться, побеждать;
- сильные и понятные ценности воодушевляют людей;
- ценности это фильтр, через которые проходят соискатели.
Какие советы вы могли бы дать другим издательствам и компаниям, рассматривающим возможность создания и внедрения книг ценностей?
Проверьте, чтобы ценности, которые вы планируете включить в книгу, были согласованы внутри компании. Создавая книгу ценностей, вы должны понимать, что это инструмент, его нужно грамотно использовать. Очень важно знать, на какую аудиторию рассчитана книга. И помнить о пяти главных принципах-критериях: от доверия до сильного содержания и простой формы.
Планируете ли вы развивать новые направления или методы для дальнейшего улучшения корпоративной культуры компаний-клиентов?
Конечно. Мы не стоим на месте и постоянно смотрим по сторонам. Мы понимаем, что меняются поколения, а вместе с ними — формы и методы восприятия информации. Многие компании развиваются в диджитал-среде, мы тоже идем в этом направлении. У нас есть подразделение МИФ.Курсы, где можно разрабатывать электронные продукты для формирования, развития и внедрения корпоративной культуры у наших партнеров.
Есть ли что-то, что вы хотели бы добавить или подчеркнуть?
В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть важность развития корпоративной культуры в компаниях. И отметить, что мы будем и дальше помогать партнерам транслировать корпоративную культуру, ведь вместе с ними растем и мы сами. Рады, что наш опыт приносит реальную пользу.