Как перестроился рынок БАД и есть ли смысл стартовать на нем сейчас
Управляющий партнер компании МейТан Любовь Леванюк рассказала о ситуации на рынке БАД и обязательной маркировке
Управляющий партнер международной косметической компании МейТан, член Координационного совета предпринимателей города Барнаула, автор благотворительного проекта «Жизнь одна»
В последнее время рынок биологически активных добавок (БАД) в России пережил настоящий взлет. Пандемия стала катализатором, заставившим многих задуматься о здоровье не только в период обострения заболеваний, но и для профилактики. Уход с рынка западных игроков стимулировал активность отечественных производителей, но не снял вопросы качества. Как изменилось отношение россиян в биологически-активным добавкам и как перестроился рынок БАД, мы спросили у Любови Леванюк, управляющего партнера компании МейТан, в ассортименте которой БАД собственного и контрактного производства.
Тренды производства и потребления
— Любовь Александровна, согласно данным Euromonitor International, за последние два года рынок БАД в России вырос на 13%. Как, по вашим наблюдениям, изменилась структура потребителей добавок и почему?
— Последние годы существенно трансформировали потребительское поведение, поставив во главу угла человеческую жизнь, ее качество, здоровье. А в купе с высокой стоимостью лечения острых и хронических заболеваний изменения ценностного ряда побудили потребителей обратиться к превентивным мерам, в том числе к БАД, которые поддерживают организм, а не просто снимают симптомы. Этот тренд закрепился и развивается.
В соединении траволечения с современными технологиями и научными достижениями ВОЗ видит перспективы развития современной медицины. Сейчас происходит очередная смена подхода к организму человека: не как к совокупности кирпичиков, а как к целостной системе. И этому подходу отвечают БАД.
Мы видим рост спроса на добавки в аудитории 35+, а также среди молодежи. В первый год после пандемии ВЦИОМ проводил опрос, который показал, что молодые люди стали принимать БАД чаще, чем люди пожилого возраста. Думаю, это связано с общим трендом на здоровье.
Если говорить о регионах присутствия МейТан, то самые высокие продажи БАД отмечаются в Новосибирске, Екатеринбурге, Новокузнецке, Кургане, Аше, Санкт-Петербурге. При этом, в центральной России выраженный спрос на алтайские средства, тогда как в Сибири лучше продаются БАД из Индии, Тайваня.
— Смогли ли российские компании воспользоваться уходом с рынка РФ некоторых зарубежных конкурентов? Какие тренды сейчас есть в этом сегменте?
— Пожалуй, главный тренд последних лет — то, что многие компании стали предлагать продукты для приема внутрь. Произошло увеличение количества БАД в ассортименте, это и мультивитаминные комплексы для женщин, мужчин и детей, и монокомпонентные продукты. В то время как кремовая группа товаров показывает динамику на спад. Особый спрос пандемия вытолкнула на средства для иммунитета и защиты нервной системы.
Расширение ассортимента в категории «Здоровье» было заметно еще в ковидный год. Мы не стали исключением, нарастив долю оздоровительной продукции в ассортиментом портфеле.
Когда в 2022 году с российского рынка ушли зарубежные компании — мы проанализировали запросы потребителей и расширили линейку БАД, предложив аналоги популярных ранее добавок. Кроме того, мы запустили в содружестве с сибирскими учеными собственное наукоемкое производство продуктов из экологически чистого сырья — БАД и суперфуд, который обладает высокой биоактивностью. Сейчас уже идет строительство второй очереди производства.
В целом прирост товарооборота в категории «Здоровье» за 2023 год составил 21.7%.
— Какие оздоровительные продукты в вашей продуктовой линейке сейчас пользуются наибольшим спросом?
— Среди БАД это коллаген, средства для поддержки лимфатической системы, опорно-двигательного аппарата, ЖКТ, для снижения стресса и контроля сахара в крови.
Стабильно высокий спрос сохраняется на функциональное питание — фитокапсулы, иммунный пробиотик, обезболивающие кремы и пластыри. Спрос определяется либо эксклюзивностью продукта (как таблетки молодости) либо отражает общие тренды.
Цена здесь не играет определяющей роли. У нас потребители могут выбрать продукты со схожим действием в разном ценовом сегменте, разной формы выпуска и страны производства и, к примеру, продуктов для снижения стресса у нас много, в том числе, более дешевых, однако в ТОПе именно индийские травяные таблетки.
Устойчивости по-прежнему нет
— Последние годы осложнили работу российских предпринимателей с зарубежными производителями. Сказались ли эти сложности на перераспределении вашего ассортимента в пользу российского? Сейчас рынок стабилизировался?
— Если в том плане, что бизнес научился работать в новых условиях, то да. Переориентировался на Восток, оптимизировал логистические маршруты. Если же говорить о ситуации в целом, то устойчивости по-прежнему нет.
Наша компания и до 2022 года фокусировались на работе с азиатскими странами, поэтому ничего критичного для нас не произошло. Однако нестабильность курса, увеличившийся срок от размещения заказа на заводе до получения партии был одним из аргументов в пользу развития собственного производства. Мы ни в коем случае не планируем сокращать импортный ассортимент, наоборот, продолжим поиск новых продуктов на зарубежных рынках. Но параллельно будем наращивать производство собственных продуктов различных форм. Кроме того, что это страховка от дефицита товара на складах, это еще и возможность поддержать российских ученых, поскольку у нас наукоемкое производство и все рецептуры разрабатываются специалистами с фармакологическим образованием.
— Сейчас появилось много новых добавок, вероятно, плотность рынка сильно увеличилась после недолгого затишья, которое наблюдалось, когда с рынка ушли западные производители. Сейчас есть смысл стартовать в этой нише?
— Если есть желание и, главное, ответственность, то надо стартовать. Если только желание — то точно нет.
Эксперты отмечают, что контрафакта, добавок, расфасованных буквально в подвале, на рынке около 45%. Они недорого стоят, красиво упакованы, но, в лучшем случае, бесполезны, в худшем — способны нанести вред здоровью. Подливает масла в огонь онлайн-торговля, в первую очередь на маркетплейсах, где порой можно купить «кота в мешке». Для добросовестных производителей — это не просто нечестная конкуренция, но и разрушение доверия к категории добавок. К примеру, алтайские товары для здоровья известны и популярны не только в России, но когда под этим брендом выходят некачественные средства, доверие падает ко всем.
— Обязательная маркировка БАД будет способствовать очищению рынка от «серых» БАД?
— Безусловно. Да, маркировка — это сложно и дорого, но она гарантирует качество продукта. Поэтому мы уже с 1 марта готовы работать по новым правилам. Вообще, компании, которым нечего скрывать, стараются показать, что их продукт прошел полную проверку, маркировку, что он безопасен, поэтому потребителям обязательно стоит обращать внимание на открытость производителя.
— Как потребителю узнать, есть ли у производителя сертификат на выпуск БАД? И какое сырье в составе: синтетического или природного происхождения?
— По требованию законодательства России, все составы должны быть прописаны на упаковке. БАД проходят обязательную сертификацию в Роспотребнадзоре, если каких-то заявленных веществ нет или дозировка разнится с указанной на упаковке — товар не разрешат к продаже на территории РФ.
Если БАД прошел регистрацию, то на него есть свидетельство. Недавно отменили обязательное нанесение регистрационного номера на упаковку, но при покупке БАД (онлайн или в аптеке) сертификат указан либо в инструкции, либо в карточке товара, либо его можно запросить. Он — подтверждение того, что продукт прошел все исследования и безопасен для организма.