Запуск спешелти-кофе: кейс трансформации производства MakBush
Как обжарщик адаптировал процессы для выхода на рынок премиум-кофе
Опытный директор по продажам с экспертизой в FMCG и премиальном сегменте, работал в Nespresso и Red Bull
Запуск направления спешелти-кофе потребовал пересмотра всех производственных процессов. Компания MakBush делится опытом трансформации.
Запуск спешелти-направления — это стратегический шаг. С чего вы начали трансформацию?
Все началось с изменения подхода к закупкам. Для нашей регулярной линейки мы часто работаем по фиксированным лотам. В спешелти-проекте мы дали себе полную свободу: выбираем именно то зерно, которое хотим сами, руководствуясь его потенциалом, а не коммерческим техзаданием.
Критически важен для нас только один нюанс: мы сотрудничаем исключительно с теми поставщиками, которые могут подтвердить прозрачность происхождения зерна и его соответствие стандартам спешелти.
Мы — последнее звено в цепочке, и наша задача — нести ответственность за вкус напитка. Поэтому мы делаем акцент на собственной экспертизе, а не на громких именах импортеров.
Потребовались ли значительные инвестиции в оборудование и перестройку производства?
Да, ключевой инвестицией стал шестикилограммовый ростер, который мы приобрели специально для обжарки небольших индивидуальных партий. Наш существующий парк оборудования для этого на старте не подходил.
Что касается программного обеспечения, то писать новую программу с нуля не пришлось. Мы используем собственную систему автоматизированной обжарки, которую немного адаптировали под специфику нового проекта.

А как же команда? Пришлось искать новых людей или переучивать существующих?
Мы сделали и то, и другое. Нашим опытным обжарщикам хватало технических навыков, нужно было сильнее развить сенсорные. Поэтому основной акцент в обучении мы сделали на развитие навыков распознавания ароматов и вкусов.
Параллельно мы переобучили команду работе с графиком обжарки в ручном режиме для большего контроля. И, что важно, мы наняли отдельного специалиста, который занимается исключительно спешелти-сегментом, чтобы обеспечить проекту необходимое внимание и фокус.
Какова философия новой спешелти-линейки? Чем она отличается от вашего обычного подхода?
Мы верим, что у каждого человека внутри есть свой огонь — страсть, энергия, вдохновение. Наша новая линейка создана, чтобы помогать людям будить этот огонь каждый день через маленькие, но важные ритуалы. Мы называем это «fire-рутиной». Так же, как существует beauty-рутина — регулярная забота о себе, — мы предлагаем fire-рутину: простые действия, которые делают каждый день немного лучше.
Например, утреннее приготовление кофе может стать таким ритуалом — моментом осознанности и заботы о себе. В течение полугода мы будем делиться идеями таких ритуалов вместе с блогерами и амбассадорами, показывая, что улучшать свою жизнь маленькими шагами — это доступно и важно.

Что бы вы назвали главным итогом этой трансформации, помимо нового оборудования?
Главное — это смена вектора развития. Мы добавили в нашу систематизированную работу мощный фокус на творческую свободу и эксперименты, объединенные философией «огня внутри».
Мы научились говорить с гостями не только на языке вкуса и собственной экспертизы, но и на языке эмоций и ежедневных ритуалов. Вместо «этот кофе от известного импортера» мы можем сказать: «это эфиопский кофе с яркими нотами тропических фруктов, который может стать частью вашего утреннего ритуала», и это честно, вызывает доверие и показывает, что мы сами глубоко разбираемся в том, что покупаем и что предлагаем.