Как разделить бизнес с точки зрения IT
Александр Казеннов объясняет, как подготовить учетные системы к разделению или выделению бизнеса
Окончил МИЭТ. Пришел в ALP Group в 2008 году. С 2016 года — руководитель корпоративных практик, с декабря 2024 года — исполнительный директор ALP Group
Реорганизация бизнеса всегда затрагивает IT-направление, при этом на полноценную подготовку IT-систем к любой значимой трансформации стоит закладывать около года. Многие моменты, которые нужно продумать при слиянии или присоединении бизнеса, также должны учитываться и в процессе разделения или выделения компаний. К ним относятся аудит имеющихся IT-систем, настройка обмена, обслуживание баз данных и расчет адекватных сроков. Но у процесса разделения бизнеса есть и свои особенности.
Настройка обмена
При разделении бизнеса автоматизированные системы на первом этапе обычно оставляют без изменения, просто выводя их под новое юрлицо. У каждого юридического лица получается свой набор IT-систем, и тогда возникает потребность в межсистемных обменах и расширениях. Если шины данных изначально не было, то ее покупают и устанавливают. Если шина уже была, то ее просто масштабируют.
Обеспечение безопасности данных
Очень важно провести оценку рисков, связанных с разделением. Также следует обратить внимание на безопасность данных, которые могут быть переданы третьим лицам. Политики доступа к данным и системам стоит обновить, а роли пользователей — пересмотреть. Необходимо убедиться, что сотрудники имеют доступ только к тем данным, которые им нужны.
Адаптация IT-систем под изменения бизнес-процессов
Казалось бы, можно было ограничиться переносом остатков по деньгам и товарам и настройкой обменов. Но чаще всего при реорганизации юридической структуры бизнес также делает те или иные изменения в своих бизнес-процессах. Например, если раньше весь оптово-розничный бизнес управлялся одним юрлицом, а теперь эти функции планируется неким образом распределить между тремя компаниями, то такая схема потребует серьезной доработки IT-ландшафта с учетом измененных бизнес-процессов.
Обслуживание баз данных
Когда бизнес, а следовательно, и учетные системы разделяются, каждая база данных становится легче. При этом обменов у нас происходит так много, что каналы связи и алгоритмы, которые работают с обработкой входящих и исходящих запросов внутри системы, могут не справиться с потоком информации. Здесь зачастую требуется сложный инженерный комплекс работ по корректной организации этих самых обменов.
Мастер-система
Постепенно между разными базами могут начать «разъезжаться» ключевые справочные данные, поэтому стоит заранее подумать о том, кто будет следить за их унификацией. Впрочем, если речь идет об огромной корпорации, скорее всего, этот вопрос уже решен — с большой вероятностью в компании уже есть мастер-система. В противном случае ее имеет смысл сразу создавать здесь «на входе».
Планирование ресурсов
Как правило, реорганизации проходят без изменений штатного расписания текущих экспертов в компании. Это часто приводит к тому, что специалисты вынуждены решать вопросы реорганизации сверх своих непосредственных обязанностей. Работа идет медленнее из-за нехватки человеческого ресурса, особенно на старте проекта, когда команда только формируется, идут первичные обсуждения, и эксперты перегружены. В итоге это приводит к большим потерям — выплатам за переработки, выгоранию и человеческим ошибкам.
Проблему можно решить, выделив на реорганизацию команду из имеющихся сотрудников, которые отлично знают текущий бизнес, а на их место по возможности собрать новый штат для выполнения ключевых бизнес-задач.
Разделение бизнеса — серьезный вызов для IT-структуры компании. Однако с правильным подходом и тщательной подготовкой можно минимизировать риски и обеспечить успешное функционирование новых организаций. Принимая во внимание вышеописанные особенности, компании смогут не только успешно провести разделение, но и заложить основу для дальнейшего роста и развития.