Skif Consulting 30 октября 2024

Нововведения в сфере корпоративного управления: к чему готовиться бизнесу

В августе 2024 года был внесен ряд новелл в законодательство по вопросам корпоративного управления АО и ООО, а также по порядку внесения изменений в ЕГРЮЛ

Анастасия Щитова
Старший юрист компании Skif Consulting

Выпускница МГЮА им. О.Е. Кутафина, к.ю.н. Более 10 лет практической работы в сфере консалтинга, а также преподавательской деятельности. Специализация: коммерческое, корпоративное, трудовое право.

Назначение директора и ликвидатора

С 1 сентября 2024 года вступил в силу новый порядок назначения руководителя компании. Теперь, чтобы назначить директора, необходимо нотариально удостоверить решение о его назначении или избрании. Это касается и случаев, когда в компании только один участник.

Предполагается, что эти изменения усилят защиту интересов участников компании и ее имущества. Они предотвращают возможность передачи полномочий руководителя другому лицу без согласия собственников компании.

Отныне при изменении сведений о руководителе компании в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) заявление подает нотариус. Ему достаточно протокола общего собрания участников о принятии решения о замене руководителя.

На практике это означает, что невозможно будет внести в ЕГРЮЛ сразу несколько изменений. Например, если участники компании решат сменить руководителя и добавить новые виды деятельности, по второму решению заявителем должен быть руководитель, а не нотариус. Это означает, что сначала нужно принять решение о смене руководителя, зарегистрировать его, а затем вносить другие изменения в ЕГРЮЛ.

Устав компании не может предусматривать другой порядок назначения руководителя. Если решение не будет нотариально удостоверено, оно будет считаться недействительным.

Аналогичные правила будут действовать и при назначении ликвидатора. Нотариус также отныне выступает заявителем при предоставлении уведомления о назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии.

«Совмещение должностей»

Для ООО и АО введено новое правило, которое ограничивает возможность совмещения должностей. Теперь единоличный исполнительный орган и члены правления не могут составлять более четверти состава совета директоров и занимать должность его председателя. Ранее это ограничение касалось только членов правления.

Разграничение компетенции органов ООО и АО

Теперь в законодательстве четко определен перечень вопросов, которые могут решаться только общим собранием участников (ОСУ) и которые нельзя передавать другим органам управления.

Например, Совет директоров (СД) не имеет права принимать решения по следующим вопросам:

  • предоставление участникам дополнительных прав или обязанностей и их прекращение;
  • дача согласия участника на передачу принадлежащей ему доли в залог третьему лицу;
  • одобрение продажи доли, принадлежащей обществу, третьему лицу;
  • принятие решения о совершении крупной сделки в отношении имущества стоимостью более 50% активов общества.

К исключительной компетенции ОСУ также относятся утверждение устава, годовых отчетов и распределение прибыли, а также принятие решений о реорганизации и ликвидации общества.

Также утверждение вкладов в имущество не отнесено к исключительной компетенции ОСУ, поэтому вопрос может быть передан на рассмотрение СД. 

В закон об акционерных обществах внесены похожие изменения.

С августа некоторые вопросы нельзя передавать совету директоров. Это, например, выбор аудитора, ревизора, членов счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий, а также утверждение внутренних документов общества.

Правлению непубличного акционерного общества можно передать следующие вопросы:

  • выплата дивидендов за первый квартал, полугодие, девять месяцев;
  • утверждение годового отчета;
  • решение об участии общества в финансово-промышленных группах, ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций.

Законодатель установил, что передача вопросов, которые решает общее собрание акционеров, не дает акционерам право требовать выкупа своих акций, как это указано в статье 75 Закона об акционерных обществах.

Важные изменения в процессе проведения общих собраний

Изменениями установлены три основных способа проведения собраний:

  • заседание, в том числе с дистанционным участием;
  • заседание, голосование на котором совмещается с заочным голосованием;
  • голосование без проведения заседания (заочное голосование).

Каждый из этих способов регулируется своими правилами.

Заседание с дистанционным участием

Сейчас порядок проведения таких собраний определяется уставом или решением акционеров. Однако с 1 марта 2025 года будут действовать единые правила.

Чтобы организовать дистанционное собрание, необходимо точно определить круг участников и обеспечить равные возможности для участия в обсуждении и голосовании для всех присутствующих.

Для идентификации участвующих лиц до 1 сентября 2027 года общество самостоятельно решает, как оно будет устанавливать личность. Однако впоследствии можно будет использовать только УКЭП, УНЭП, ЕСИА или ЕБС (что необходимо будет прописать в уставе).

Перед собранием участники должны иметь возможность ознакомиться с необходимой информацией на сайте или специальной странице.

После завершения собрания запись и протокол будут храниться в течение определенного периода времени. Основанием для отмены собрания могут служить технические проблемы.

Заседание, голосование на котором совмещается с заочным голосованием

В отличие от заседания с дистанционным участием голосование акционеров (участников) происходит на самом собрании, а перед ним — общество должно позаботиться о предварительном направлении бюллетеней, их сборе и подсчете результатов. Лица, проголосовавшие заочно, смогут принять участие в собрании, но без права голоса.

Голосование может осуществляться как с использованием бумажных, так и электронных бюллетеней.

Если в уставе предусмотрено использование электронных бюллетеней, то в уведомлении о проведении ОСУ/ОСА должен быть указан адрес электронной почты для отправки бюллетеней. Также в уведомлении можно указать другие электронные или иные технические средства, которые будут использоваться для голосования, а также способы подписания бюллетеней (например, с использованием УКЭП, УНЭП, ЕСИА или ЕБС).

Компания может установить в своем уставе правила подготовки к проведению собрания или заочного голосования, но эти правила не должны ограничивать возможность лиц, имеющих право голоса, участвовать в принятии решений общего собрания и получать информацию о его проведении.

Порядок работы СД ООО

С 1 марта 2025 года в законе об ООО будет установлен новый регламент работы СД. Его решения будут приниматься теми же способами, что и решения ОСУ, и будут фиксироваться в протоколе.

Также вводится требование о кворуме — не менее половины от числа избранных членов СД. Однако кворум может быть увеличен уставом.

Протокол СД должен быть оформлен не позднее трех дней после даты проведения заседания или заочного голосования. Обязательные элементы протокола закреплены в законе.

Порядок подготовки и проведения заседания или заочного голосования определяется уставом или внутренним документом общества.

Новая информация в ЕГРЮЛ

С 1 сентября 2024 года в ЕГРЮЛ будет отображаться информация об арестах, наложенных судом или судебным приставом-исполнителем на долю в уставном капитале ООО.

Что делать бизнесу

Предпринимателям нужно учитывать новые правила в процессе создания компаний, а также необходимо привести действующую корпоративную документацию в соответствие с законодательством. Мы рекомендуем не откладывать эту работу на потом, потому что пренебрежение новыми правилами может привести к проволочкам в принятии важных для бизнеса решений. Стоит уже сейчас поставить задачу внутренним юридическим службам или обратиться к внешним экспертам в сфере корпоративного права.