SL Soft 12 июля 2024

Автоматизация закупок — какие эффективные решения предлагает рынок

Какие инструменты для автоматизации процессов закупки сегодня наиболее эффективны, рассказывает Павел Борченко, управляющий директор ROBIN компании SL Soft

Павел Борченко
Управляющий директор ROBIN компании SL Soft

Более 10 лет руководит разработкой и внедрением продуктов для автоматизации бизнес-процессов в ведущих компаниях России.

Закупочная деятельность — неотъемлемая часть работы любой организации, будь то компания-представитель среднего бизнеса или огромная корпорация. По разным оценкам, объемы затрат на закупки товаров и услуг составляют от 25% до 65% в выручке коммерческих предприятий или бюджете организаций с государственным участием. Сложность, ресурсоемкость и длительность закупочного процесса побуждает компании искать способы его оптимизации.

Основные трудности

Можно выделить две проблемы, с которыми систематически сталкивается департамент закупок. Первая — нехватка квалифицированных кадров. Сотрудники этого отдела должны соответствовать определенным требованиям — знать регламенты процедур, ориентироваться в законодательстве, иметь практический опыт работы с рынком и обладать высокой производительностью.

Вторая — у специалистов по закупкам колоссальный объем работы. Сотрудники отвечают за сбор, обработку и проверку множества данных о товарах, ценах и поставщиках во внутреннем и внешнем контуре компании. Обилие повторяющихся задач влечет за собой рост эмоционального напряжения, переутомление и выгорание работников. Процесс осложняется тем, что взаимодействие с контрагентами и проведение конкурсных процедур регламентировано либо правовыми актами, либо внутренними нормативными документами. Из-за этого ошибки, допущенные сотрудниками под влиянием человеческого фактора, могут стать критичными.

Подобные трудности тормозят развитие бизнеса и мешают сохранять позиции в условиях высокой конкуренции на рынке. Из-за промедлений на этапе закупок могут возникнуть задержки поставок и производственные просрочки, что отразится на работе всей организации. К тому же в связи с большой нагрузкой сотрудники испытывают недовольство работой, что приводит к текучке кадров, а это совершенно невыгодно бизнесу. Компаниям приходится искать пути решения этих проблем. Одним из самых действенных вариантов становится автоматизация бизнес-процессов.

Какие инструменты уже есть на рынке

Внедрение автоматизированных технологий позволяет существенно оптимизировать работу внутри организации. В закупках незаменимыми помощниками давно стали СЭД (системы электронного документооборота), ERP (планирование ресурсов предприятия) и товароучетные системы. Эти инструменты упрощают управление базой поставщиков, дают возможность отслеживать уровень запасов и выполнение поставок, помогают визуализировать потребности и многое другое. 

Как правило, крупные компании уже преодолели базовый этап внедрения подобного ПО и переходят к комплексной цифровизации бизнеса. Однако, по оценкам Kept, 80% организаций все еще автоматизируют отдельные задачи, выполнение которых перемежается с ручным трудом и требует пристального внимания сотрудника. По данным опроса TAdviser, автоматизация сегодня охватывает в первую очередь процессы подготовки и утверждения заявок на закупку, платежи, а также ведение базы поставщиков и документарную проверку. Недоавтоматизированными пока остаются процессы по завершению процедур, касающиеся учета и оценки результатов. Наибольшую часть рабочего времени у специалистов по закупкам отнимают ручные операции сведения информации, бумажный документооборот и обсуждение условий с поставщиками.

Средств классической роботизации недостаточно для решения всех проблем отдела закупок. Появляется потребность в новых инструментах, которые сделают автоматизацию комплексной и минимизируют участие человека в рутинных операциях.

Цифровые помощники для закупок

Для автоматизации закупочной деятельности на рынке появились цифровые ассистенты — индивидуальные помощники в формате голосового и чат-интерфейса, с которыми можно общаться и создавать запросы на естественном языке. В отличие от простых чат-ботов цифровой ассистент включает в себя целый комплекс новых технологий и работает только на базе платформы интеллектуальной автоматизации. Так, программные роботы в составе цифрового ассистента берут на себя выполнение рутинных операций, модуль OCR распознает документы, которых в закупочном процессе огромное множество, а ИИ помогает анализировать данные и строить прогнозы.

Одна из классических задач цифрового ассистента в закупках — поиск и анализ рыночных цен на внешних площадках. Чтобы начать работу, менеджер задает необходимые критерии поиска, по которым ассистент будет фильтровать предложения (параметры номенклатурных позиций, производителя, товарного знака; срок подачи предложения, город и т.д.). Далее происходит автоматизированный поиск товаров и поставщиков на заданных электронных площадках — сотруднику не нужно вручную перебирать огромное количество предложений. При этом можно настраивать глубину поиска — загружать целые списки номенклатурных позиций и задавать количество поставщиков. Робот выделяет релевантные предложения и переходит к проверке контрагентов по реестрам РНП, СМСП, ЕГРЮЛ/ЕГРИП. К этому процессу можно подключить голосового бота, который будет выполнять обзвон выбранных поставщиков и верифицировать информацию.

По результатам поиска цифровой ассистент формирует сводную таблицу с ранжированием цен и выделением минимальной стоимости по каждой позиции. Далее выполняется расчет НМЦ и сразу же заполняется форма-обоснование расчета. В результате специалисту предоставляется наглядная информация только по релевантным предложениям с проверенными поставщиками — ему остается лишь выбрать подходящий вариант. По нашим досчетам, трудозатраты на сбор качественной информации по одной позиции в связке «Менеджер + Цифровой ассистент» составляют 6 минут, тогда как на выполнение этой работы вручную сотрудник тратит от 35 до 52 минут.

С помощью цифрового ассистента можно оптимизировать выполнение и других задач в закупках:

  • обработку закупочной документации — сюда относится подготовка и выверка технического задания, проверка проекта договора и счета-фактуры;
  • размещение конкурентных закупок на электронных торговых площадках и обработка обращений поставщиков в конкурсных процедурах;
  • аудит СМК (системы менеджмента качества) поставщиков, необходимый для долгосрочной работы с базой контрагентов и построения стратегии развития отношений с ними.

Практическое применение

Некоторые российские организации уже оценили успех от внедрения цифрового ассистента. Например, в компании «Газпромтранс» пересмотрели концепцию закупочных процессов и автоматизировали работу отдела материально-технического снабжения. Цифровой ассистент взял на себя оформление заявок на поставку, отправку актов сверки контрагентам и заполнение форм на электронной торговой площадке «Газпромбанка». В результате компании удалось повысить операционную эффективность, а также создать потенциал роста за счет возможности обеспечения более высоких результатов силами имеющихся сотрудников.

Внедрение инструментов интеллектуальной автоматизации помогает облегчить выполнение множества рутинных задач. Для департамента закупок бизнес-эффект состоит в быстром увеличении базы проверенных поставщиков и оптимизации закупочных цен. Как следствие, для компании увеличивается размер реализованной экономии в закупках. При этом оптимизация процессов происходит без ущерба для сотрудников. Напротив, внедрение новых инструментов способно повысить их лояльность и вовлеченность в работу — цифровые ассистенты разгружают специалистов от огромного количества рутинных задач и исключают проблемы, связанные с человеческим фактором. Для компании это дополнительный плюс — отсутствие ошибок при выполнении задач существенно снижает риск получения штрафов за нарушение закупочных процедур.