Как масштабировать бизнес: 3 основных способа

Анна Свирина, руководитель экспертизы проектов департамента акселерационных программ ФРИИ, назвала три основных способа масштабирования бизнеса

Анна Свирина
Руководитель экспертизы проектов департамента акселерационных программ ФРИИ

профессор, доктор экономических наук

Чтобы пройти долину смерти, стартапу необходимо решить две основные задачи. Первая — поиск устойчивой бизнес-модели. Важно на старте определить, кто покупатель продукта, как, почему и где он платит. Вторая — переход к масштабированию бизнеса, то есть поиск клиентов, похожих на целевую аудиторию.

По географии. Например, предприниматель может выйти со своим продуктом или услугой в другие районы, города или регионы. Такое масштабирование предполагает повторение той же модели, но в другом месте. Для выбора нового местоположения для бизнеса нужно ответить на два вопроса. Первый из них: есть ли в выбранной локации достаточное количество потенциальных клиентов (характерные особенности подходящих клиентов известны по исходной локации). Если таких пользователей достаточно, уточняем второй вопрос: есть ли в выбранной локации необходимые нам ресурсы, которые можно получить на условиях, не нарушающих построенную бизнес-модель.

По демографии. Такое масштабирование в В2С-сегменте предполагает, что клиента нужно искать среди людей с другими демографическими характеристиками. Например, предлагать дополнительное образование не только работающим взрослым, но и пенсионерам. Если речь идет о В2В-сегменте, стоит рассмотреть в качестве потенциальных покупателей компании другого типа.

По экономическому признаку. Это выход в сегмент рынка, в котором покупательная способность пользователей отличается от исходного. Эти клиенты имеют больше средств для покупки товаров и услуг или меньше. Принцип тот же, что и при масштабировании по демографии, потому что суть продукта также остается неизменной, при этом его ценность для потребителя воспринимается иначе.

Прежде чем открыть вторую точку или выйти в новый регион, основателю стоит проверить, есть ли у него четкое понимание, что происходит в бизнесе на каждом этапе, насколько понятно и прозрачно описаны все ключевые процессы. В этом случае шансы на успешное масштабирование бизнеса кратно растут.