Тренд на наставничество: что происходит с институтом в России сегодня
Предприниматель и бизнес-коуч Ксения Тихомирова рассказывает об отечественных тенденциях в наставничестве и о том, что позволит укрепить и усилить этот институт
Cовладелец 3-х успешных бизнесов в разных нишах, профессиональный коуч, сертифицированный медиатор, президент фонда поддержки культурно-исторических инициатив, член президиума «Опоры России»
Как сегодня развивается институт наставничества в России? Какие есть тенденции, подводные камни, инициативы? Поговорим на эту тему с опытным предпринимателем, профессиональным бизнес-коучем, общественным деятелем, руководителем «Центра коммуникации и медиации», Ксенией Тихомировой.
Ксения, считаете ли Вы тему наставничества актуальной сегодня?
Да. Я считаю эту тему очень актуальной по двум причинам. Нельзя не заметить, что популярность и востребованность услуг наставников растет во всех сферах жизни. Есть потребность в наставниках для государственных и общественных деятелей. Для представителей образования, культуры и спорта. Для членов благотворительных и волонтерских организаций. Для коммерсантов и предпринимателей.
Эта тенденция объективно положительная. Увеличивается количество квалифицированных специалистов, а это значит, сфера их деятельности будет укрепляться и эволюционировать.
Это первая причина, по которой я считаю тему наставничества и тенденцию к возрождению этой культуры актуальными.
Вторая причина — оборотная сторона медали у этой тенденции.
Как у любого явления, у развития наставничества есть своя «изнанка». Высокая востребованность подобных услуг спровоцировала рост предложений, в том числе «нечистоплотных». Появились те, кто на растущем спросе решил поспекулировать. И это абсолютно нормальный и закономерный процесс на рынке: есть спрос, значит будет и предложение.
«Изнанка» обернулась тем, что одновременно с позитивным ростом направления наметились и факторы сдерживания. В большом калейдоскопе наставнических услуг стало трудно разглядеть подлинных экспертов. Промахиваясь с выбором наставника и «обжигаясь», кто-то с осторожностью, кто-то с недоверием, а кто-то с явным скепсисом стал относиться к этим услугам. И это большой минус для развития направления и вторая причина, по которой я считаю этот вопрос актуальным.
Что можно сделать, чтобы устранить этот «минус»?
Совсем устранить не получится. Да и не нужно. «Нечистоплотные» предложения подстегивают профессиональных наставников «выходить из-за кулис», активно проявляться и рассказывать о своем предмете экспертно и убедительно. Этот процесс напоминает бой с тенью, когда, чтобы показать свое подлинное лицо, человек развеивает иллюзию тени. Так и наставники-профессионалы: показывая фундаментальные знания и реальный опыт, они рассеивают большое количество мифов и манипуляций в этой области. И это отличное противоядие против негативных тенденций в развитии наставничества в нашей стране.
Мы видим, государство тоже всерьез озадачилось проблемой недобросовестного наставничества. Инструменты противодействия обсуждаются на самом высоком уровне. Некоторые меры внедряются уже сегодня, и их эффективность очевидна.
Как Вы считаете, почему стремительное развитие института наставничества в России происходит именно сейчас? У страны много внешних и внутренних проблем: государственных, экономических, социальных. Нет ли противоречия между реальными задачами и как будто «искусственным» трендом на услуги наставников?
Противоречия нет. Наоборот, есть крепкая причинно-следственная связь между актуальными задачами государства и востребованностью профессиональных наставников. В непростых условиях санкционного, экономического, психологического давления извне нам приходится максимально мобилизовать внутренние ресурсы страны, чтобы не только не прийти к стагнации, но и продолжить развитие с помощью новых знаний и инструментов, устойчивых к этому давлению. Для этого нужны твердые профессиональные знания и сформированные навыки. Этим обладают опытные специалисты. И этим они могут делиться с молодым поколением.
Именно поэтому возрождение института наставничества не только не противоречит острым государственным задачам, но, я бы сказала, лежит в одной плоскости с решением этих задач.
Можно ли говорить о том, что услуги наставников это тренд для нашей страны абсолютно новый, обусловленный «повесткой»?
Точно нет. У института наставничества в России большая история.
Еще в Древней Руси большое влияние на мировоззрение и духовные ценности высших сословий и людей «из народа» играли митрополиты и монахи-наставники. В царской России это были наставники при цесаревичах, княжнах и детях дворянских сословий. Их ореол влияния тогда заметно расширился, так же как и направления знаний, которые они передавали. Это не была дань моде или какому-то «тренду». Это был осознанный выбор определенной касты людей, сумевших оценить значение фундаментальных и разносторонних знаний человека как для личного преуспевания, так и для государственного.
В советской России наставничество получило новый виток развития. Опытные наставники особенно стали востребованы на производстве.
В лихие 90-е институт наставничества почти «сошел на нет». До основания были разрушены целые отрасли. Отпала потребность в кадрах — отпала потребность в наставниках.
Сегодня культура наставничества переживает свой ренессанс. Активно развиваются разные отрасли знаний. Появляются новые направления. И, конечно, успешный рост всему этому могут обеспечить только высококвалифицированные, высококомпетентные люди.
Да, рост спроса на профессиональных наставников сегодня подстегнула «повестка». Но это не уникальная для нашей страны ситуация. Это закономерность. «Стрессор», выражаясь терминами психологов, активировал ценное знание, очевидно, вшитое в генетическую память русских людей. И это знание — понимание важности передачи опыта «от мастера к подмастерью». И это стало мощным толчком в развитии разнообразных наставнических инициатив.
Какие меры, на Ваш взгляд, позволят укрепить позитивные тренды в наставничестве и снизят влияние негативных факторов?
Прежде всего следует пересмотреть законодательство и усилить контроль за деятельностью наставников. Через регламентирование требований к квалификации, опыту и репутации. Через введение мер ответственности за предоставление услуг «ненадлежащего качества». Через создание специальных комиссий по проверке и аттестации наставников.
Также я считаю необходимым сделать деятельность наставников максимально прозрачной и обязательно подотчетной. Чтобы была открытой информация о квалификации, опыте и результатах работы. Чтобы работала система отзывов и обратной связи от учеников и коллег. Чтобы была создана единая база данных о наставниках и их деятельности.
Еще одна эффективная мера — создать систему профессиональной подготовки и повышения квалификации. Этого можно добиться с помощью обязательных курсов для уже практикующих наставников и специальных программ для начинающих специалистов.
Особое значение имеет общественный контроль. Люди должны быть вовлечены в инициативы по снижению негативных факторов в наставничестве. Важно делиться информацией о недобросовестных специалистах, содействовать с их выявлением и «обезвреживанием».
Уверена, эти меры не только укрепят институт наставничества в нашей стране, но и помогут сформировать «золотой фонд» профессионалов, который станет ценным активом государства в непростых социально-экономических условиях сегодняшнего момента.