Эффективные коммуникации в компании: как строить, чтобы обеспечить рост
Ксения Тихомирова расскажет, как культура коммуникации влияет на бизнес-показатели, а также о том, какие применять приемы для укрепления внутренних связей
Cовладелец 3-х успешных бизнесов в разных нишах, профессиональный коуч, сертифицированный медиатор, президент фонда поддержки культурно-исторических инициатив, член президиума «Опоры России»
В эпоху острейшей конкуренции и передачи информации со скоростью выстрела успешный рост бизнеса тесно связан с высокой эффективностью внешних и внутренних коммуникаций. Ключ к слаженной работе внутри корпорации — быстрый и точный обмен знаниями, опытом, предметной обратной связью между сотрудниками по вертикали и горизонтали.
В этом материале поделюсь личным опытом, как развитая культура корпоративных коммуникаций влияет на результаты бизнеса и какие методы позволяют создать атмосферу уважения, доверия и эффективного взаимодействия всех членов команды.
Факторы влияния здоровой коммуникации на жизненный цикл бизнеса
Один из главных факторов жизнестойкости и успешности компании — скорость и точность передачи внутренней информации. На эффективность бизнес-процессов это влияет через:
- Ясность понимания стратегических и операционных задач. Своевременная, слаженная коммуникация обеспечивает общность понимания флагманских целей компании каждым членом команды.
- Высокую слаженность действий
Быстрый и точный обмен информацией хорошо координирует взаимодействие персонала. Благодаря этому снижается количество ненужных и ошибочных действий.
- Скорость реакции и динамику решений
Качественная настройка и чистота каналов коммуникации задают хорошую динамику в принятии решений, а это важный фактор для своевременного реагирования на изменения рынка.
- Активный полилог и обмен идеями
Корпоративные брейнштормы и летучки, обмен инсайтами и конструктивной критикой рождают новые подходы для укрепления позиций компании и запускают ее новые эволюционные витки.
Очень показательны в плане развитости культуры корпоративных коммуникаций примеры крупных зарубежных и отечественных компаний.
Так, транснациональный гигант Google позиционирует себя как компания с открытой и прозрачной корпоративной культурой. Свободный обмен мнениями по горизонтали и вертикали разных уровней сотрудников всячески поощряется. И это один из важных факторов стабильного удержания лидерства Google.
Большое внимание развитию инструментов внутренней коммуникации уделяют и такие отечественные колоссы, как Сбербанк и Яндекс. Культура переопыления опытом и тесного взаимодействия сотрудников в поиске новых, актуальных решений здесь также очень развита.
Маркеры эффективной корпоративной коммуникации
Наращивание внутренней коммуникативной культуры — не блажь HR-щиков и корпоративных коучей, а разумная инвестиция с хорошими дивидендами. Вот наиболее ценные:
1. Повышение показателей продуктивности команды
В прочной, добротно связанной сетке коммуникаций каждый член команды отлично знает поле своей ответственности. Он быстро получает все необходимые ресурсы (информацию, поддержку, содействие коллег) для продуктивной и качественной работы. Его личный КПД и общий КПД компании увеличиваются.
2. Сокращение времязатрат на решение задач
Быстрая коммуникация и слаженная координация действий существенно сокращают времязатраты на всевозможные согласования и долгие ожидания обратной связи от ЛПР и других членов команды. Как результат, все задачи решаются гораздо быстрее.
3. Улучшение качества принимаемых решений
В бизнесе с прочной системой органических коммуникаций все ее части вовлечены в развитие корпорации. Именно поэтому идеи предлагаются осознанно, а решения принимаются взвешенно. Процент импульсных и ошибочных решений в данном случае минимален.
4. Высокая удовлетворенность сотрудников
Доверительная атмосфера, располагающая к открытому общению с любым членом команды, вне зависимости от чина и ранга, позволяет сотрудникам чувствовать свободу и безопасность в высказывании мнения и получении обратной связи. Это значимо для такого важного показателя, как уровень удовлетворенности персонала.
5. Отсутствие текучки кадров
Комфортный, экологичный микроклимат, здоровые отношения между разноцветными воротничками, стабильные темпы роста и бизнес-показателей компании — все это благоприятным образом сказывается на лояльности сотрудников и отсутствии мотива к поиску более рыбных мест работы.
Методы формирования эффективной корпоративной коммуникации
Закладка первого кирпича в многоэтажном здании корпоративных коммуникаций должна начинаться с принципа открытости. Внутри него три цементирующие элемента: доверие, прозрачность и взаимоуважение.
1. Доверие
В основе всего — условия, при которых любой сотрудник может высказывать точку зрения, конструктивно критиковать и совершать ошибки, не боясь получить по шапке и попасть в черный список власть имущих коллег.
2. Прозрачность
Значимая информация, не являющаяся строго конфиденциальной, должна быть доступна. Каждый член команды должен знать, к каким целям идет компания, какие ценности продвигает, каких результатов достигает от месяца к месяцу, от года к году.
3. Взаимное уважение
Необходимо формировать и поощрять культуру взаимного уважения и чувство локтя в коллективе, вне зависимости от профессионального статуса. Это снимает заслоны в коммуникации с коллегами из другого контекста — другого филиала, отдела, должностного ранга.
Важно внедрять разнообразные техники коммуникаций для прокачки навыков продуктивного общения всех членов команды.
Отмечу приемы, которые я применяю в коммуникациях с сотрудниками своих бизнесов.
Коммуникативные техники для продуктивного взаимодействия внутри компании
- Активное слушание
Очень важно прививать сотрудникам культуру слушания и слышания. Сонастраивать большое количество членов коллектива нужно с внимания к чужому мнению и желания понять, почему коллега считает так, а не иначе.
- Культура обратной связи
Один из главных раздражителей в корпоративных коммуникациях — отсутствие ответа или его необоснованная задержка на вопрос, заданный лично или электронным способом. Своевременная обратная связь, вне зависимости от статуса сотрудника — то, что должно стать частью культурной ДНК компании. Сформированность или отсутствие этого навыка красноречиво говорят о здоровье корпоративной культуры общения.
- Этикет коммуникации
Избежать грубых словесных баталий и острых конфликтов помогает некий свод правил корпоративного общения. В этот свод можно включить как стоп-темы и стоп-слова, так и невербальные способы выражения своего мнения или эмоций. Такие границы позволяют сохранять эмоциональный баланс в коллективе и избегать перехода на личности.
- Обучение коммуникативным навыкам
Полезно организовывать целевые мероприятия по прокачке навыков общения среди персонала. Тренинги, воркшопы, мастер-классы и мастермайнды подобной направленности отлично апгрейдят коммуникативные скиллы всех членов команды. Еще один бонус подобных мероприятий — укрепление эмоциональных связей в коллективе и формирование чувства глубокой сопричастности к общему делу.
Внедрение и оттачивание инструментов внутренних коммуникаций — важная точка внимания предпринимателя, претендующего на лидерство. Наряду с работой над стратегическими задачами, выстраиванием систем в структурных подразделениях, взаимодействием с внешними ресурсами, отлаживание внутренних коммуникативных процессов является такой же фундаментальной задачей.
Современный владелец бизнеса не может не понимать: высокопродуктивная коммуникация не просто яркий штрих к портрету компании, а полноценный, значимый элемент ДНК ее корпоративной культуры.