Кейс OCS: создание школы QA внутри компании
OCS Distribution давно занимается цифровизацией бизнес-процессов. Один из способов нарастить темпы разработки — создание внутрикорпоративной программы обучения.
Задача:
• Повысить качество продуктов за счет формирования команды более квалифицированных сотрудников. • Сделать процессы тестирования более прозрачными для других специалистов команды разработки. • Повысить вовлеченность сотрудников, участвующих в процессах обеспечения качества выпускаемых продуктов. • Предоставить возможность профессионального развития. • Оптимизировать процессы найма в штат QA Team.
Причина:
Со вступлением на путь цифровизации компании начали активно развивать разработку и внедрение программных продуктов. Резко возрос спрос на квалифицированных ИТ-специалистов: разработчиков, тестировщиков, аналитиков и т.д. Не стала исключением и компания OCS, которая уже несколько лет активно осуществляет цифровизацию внутренних и внешних бизнес-процессов. Для повышения компетенций сотрудников и наращивания темпов разработки в компании придумали внутрикорпоративную программу обучения.
Как все начиналось
Изначально для любого нового сотрудника в подразделении создавался индивидуальный план погружения в работу на период испытательного срока. Но в 2021 году к команде тестирования обратился сотрудник, который уже работал в компании на иной должности, но захотел профессионально развиваться в направлении тестирования. У него не было релевантного опыта и набора необходимых навыков, лишь теоретическое представление о QA и желание расти в профессии. Это был интересный кейс — поэтому команда взяла сотрудника под менторство и разработала для него особый план обучения, который был направлен на восполнение пробелов в знаниях и развитии именно недостающих навыков.
В дальнейшем эти материалы легли в основу раздела учебной программы, а сам опыт обучения «с нуля» вырос в создание полноценного проекта школы тестирования, или, как его называют в компании, — QA School.
Что такое QA School
Это подробный обучающий курс как для тех, кто толком ничего не знает о тестировании, так и для тех, кто хочет получить реальный опыт, «прокачать» необходимые навыки, восполнить пробелы в знаниях и сформировать общую картину тестирования и его места в разработке.
Аудитория «Школы» — сотрудники OCS, которые планируют переквалифицироваться в тестировщиков, хотят развить навыки для общего понимания контекста и развития собственного кругозора или уже работают в профессии, но хотят повысить уровень знаний. Также в рамках программы обучаются аналитики, разработчики, руководители проектов и подразделений. Погружение в специфику QA помогает таким специалистам лучше понять изнанку работы отдела тестирования, говорить с коллегами «на одном языке» и, как результат, повысить продуктивность и качество финального продукта.
Создание «Школы»
На момент начала работы над проектом в компании существовала программа адаптации для новых сотрудников и менторство — опытные коллеги помогали влиться в работу тестировщикам, которые только пришли в отдел и плохо знали продукты. Помощь менторов заключалась в проверке, правильно ли новички проводят тестирование продукта, для того, чтобы повысить уровень их компетенций и уверенность в этих специалистах и их работе.
На формирование программы обучения для «Школы» ушло около полутора месяцев. Изначально не было четкого понимания, как выстроить процесс обучения для людей «с нуля». В основу курса легли релевантные материалы по теме, был выбран формат обучения с выделением нескольких разделов и наполнением их теорией, практикой и тестовыми заданиями.
Отбором, обучением студентов и проверкой домашних заданий занимаются менторы. На текущий момент их двое, и еще один сотрудник выполняет в проекте менеджерские функции. Пока организовывать обучение силами команды в несколько человек не тяжело: количество учеников на одном потоке не превышает 10 студентов. Бывает, что выстраивается очередь на проверку домашних заданий, но это не тормозит ученика — он может сдать задание на проверку и перейти к следующим разделам.
Форма обучения
В «Школе» есть две формы обучения: очная и заочная. Указать желаемую форму обучения студент может еще на стадии оформления заявки. На странице проекта детально расписано, что включает в себя очное и заочное обучение и сколько времени требуется на освоение материала. Однако есть кейсы, когда сотрудник подавал заявку на очное обучение, но по итогам беседы с ментором понимал, что ему больше подойдет заочная форма.
Если у студента нет цели в будущем плотно работать в тестировании, а просто говорить с тестировщиками «на одном языке», понимать основы тестирования — заочного обучения будет достаточно. Это гораздо удобнее — при таком формате нет жестких сроков и обучение не надо согласовывать с руководителем.
Путь студента – как попадают на обучение
Личный разговор с ментором — важный этап в отборе на очное обучение. Ведь количество мест ограничено, и хочется, чтобы их занимали те, кому это действительно нужно. Крайне важно, чтобы студент дошел до конца — потому что это время и ресурсы преподавателей. Все менторы школы — это специалисты в сфере тестирования с большим опытом и высоким уровнем владения навыками, которые выполняют довольно большой объем задач на основных проектах. Их ресурс достаточно востребованный, и тратить его надо с пользой. Если человек не уверен, что готов активно обучаться, его перенаправляют в сторону заочной формы обучения.
Программа обучения адаптивна — например, если на курс приходят разработчики, которые имеют высокий уровень владения знаниями по базам данных и подтверждают это на этапе тестирования, соответствующие разделы не будут включены в их индивидуальный план обучения. Для тех же, кто изучает тестирование с нуля, предусмотрена полная программа.
Менторы не теряют с выпускниками проекта связь: отвечают на вопросы, развивают концепцию повсеместного качества и погружают коллег в работу. Все зависит от того, какую роль человек занимает после обучения в проекте, но тем не менее, навыки, полученные на курсе, используют и аналитики, и тестировщики.
Содержание курса
Не стоит сравнивать «Школу тестирования» с обучающими программами, которые предлагают Geek Brains или Яндекс.Практикум. Их цель — дать профессию, «Школа» же помогает развивать конкретные дополнительные компетенции. У команды OCS есть возможность подходить к задачам более предметно и разрабатывать часть заданий на базе конкретных продуктов компании, сделать погружение именно в их контекст. Сейчас в курсе есть ряд заданий по внутренним проектам компании: по ним рисуются схемы и тренируется тест-анализ.
По каждому из разделов (за исключением самого первого) предусмотрены практические задания. По времени один поток занимает 3-4 месяца. Если выделять на обучение 8 часов 5 дней в неделю, то программу можно пройти чуть более чем за месяц. Но чаще у студентов есть возможность обучаться лишь пару часов в день.
За год существования школы QA обучение прошло более двадцати человек. Часть учеников после окончания курса успешно влилась в штат тестировщиков, стажеры, которые с трудом писали документацию, тестируют большие проекты и работают на позиции Junior QA. Аналитики, разработчики и руководители проектов, прошедшие обучение, начали лучше понимать процесс работы и нюансы тестирования. Это позволяет ускорить и упростить процессы взаимодействия между отделами и повысить качество финального продукта.