Анализ и прогноз: как бизнес принимает решения
Эксперт сервиса рассказал о роли аналитики и прогнозирования в логистике
Константин Огренич работает в сервисе более пяти лет. Занимая сначала позицию линейного аналитика, Константин достиг операционных успехов, и в течение последних лет занимает должность руководителя
Сегодня аналитика и прогнозирование прочно вошли практически во все бизнес-процессы: на основе статистических данных и различных метрик строятся гипотезы и внедряются тактические и стратегические решения, глобальная цель которых — развитие и повышение эффективности бизнеса.
Аналитики, обрабатывая собранную за определенный период информацию и статистику, выявляют различные связи и закономерности. В свою очередь, на их основе аналитики составляют прогнозы и планы действий, а выявленные закономерности — главные помощники в создании краткосрочной и долгосрочной стратегий деятельности бизнеса.
В сервисе «Грузовичкоф» есть свой департамент прогнозирования и операционной аналитики. С увеличением объемов работы и грузоперевозок появилась потребность в качественной аналитике. Сначала мы прогнозировали количество звонков операторам на линию, чтобы рассчитать, сколько нужно людей, а также определяли потребность в машинах — для их своевременного вывода на линию, чтобы загруженность транспорта и водителей была равномерной.
Сейчас специалисты департамента отвечают за сбор статистики, на основе которой затем дают ответы на самые разные вопросы, касающиеся деятельности сервиса. На основе собранных данных они затем выстраивают краткосрочные прогнозы, например, определяют потребность в автомобилях каждый час. Знание этих показателей позволяет сотрудникам «Грузовичкоф» качественно выполнять свою работу и своевременно предоставлять услуги грузоперевозок, то есть решать операционные задачи.
Долгосрочные прогнозы на основе тех же статистических данных аналитики выстраивают в масштабе всего бизнеса, определяя векторы для развития и улучшения сервиса. При этом долгосрочное планирование — одна из самых сложных задач для специалистов департамента, так как нужно предугадать и учесть самые разнообразные факторы, которые могут повлиять на итоговый прогноз.
Основная доля запросов, которые мы оцениваем: «А что, если..?». Таким образом, аналитика помогает нам оценить любую идею и предсказать, насколько она будет эффективна и полезна, то есть увеличится ли в итоге выручка, что является конечной целью любого бизнеса. В итоге, без предварительного сбора, систематизации данных, без учета предыдущего опыта и достигнутых результатов и их анализа в сервисе не принимается ни одно решение — ни стратегическое, ни тактическое: прежде чем реализовать что-либо, сотрудники департамента прогнозирования и операционной аналитики пропускают идею через «критический фильтр», подвергая ее сомнению и проверке.
Деятельность департамента связана с работой всех других служб «Грузовичкоф». В грузоперевозках все процессы между собой переплетены и влияют друг на друга, поэтому сотрудникам важно находиться в одном инфополе и не изолированно. Наш департамент взаимодействует с каждым отделом — маркетинга, операционным, логистики, корпоративным и другими. Иначе решение, принятое без согласования с коллегами, может в итоге обернуться негативным результатом. Передача аналитики и прогнозирования сторонним исполнителям не дает специалистам такой взаимной погруженности в общие процессы. А образование целого департамента in-house позволяет выполнять аналитику и прогнозирование комплексно. В свою очередь, такой комплексный подход приводит к тому, что сервис выполняет большие объемы заказов и находится в числе лидеров в сегменте внутригородских малотоннажных грузоперевозок.