Параллельный импорт в сегменте LCV: быть или не быть
В структуре продаж LCV существенная доля по-прежнему у иностранных марок. Что будет дальше и по какому принципу будут формироваться коммерческие парки
Предприниматель, Инвестор, TOP-менеджер С 2019 года совладелец бизнес-проектов в РФ и ОАЭ: ГТК-Холдинг, ГТК-Авто, ГТК-Лизинг.
Вопрос параллельного импорта волнует всех: и простых потребителей, которые задались вопросом покупки нового автомобиля, и компании, которые так или иначе связаны с формированием автопарка.
Как раз о формирование автопарка юридическими лицами, стоит поговорить более подробно.
По итогам прошлого года рынок LCV (легкие коммерческие грузовики) достиг показателя в 90,3 тыс новых автомобилей. Годовой прирост — 20%. По итогам 2024 года мы ожидаем, что будет продано уже более 100 тыс. То есть после небольшого спада в 2022 году рынок начал восстанавливаться.
Правда, вопрос, что купить и как, по-прежнему, актуален.
Службы доставки, строительные компании, логистические центры, поставщики и производители товаров — все они оказались перед нелегкими выбором в условиях санкций: купить автомобиль китайского производства или найти на рынке привычную европейскую, японскую или американскую марку?
Немного статистики
В структуре продаж легкого коммерческого транспорта первые 4 строчки занимают отечественные производители (GAZ, UAZ, Sollers и LADA), а вот дальше идут такие марки, как Hyundai, Mercedes-Benz, Ford. Замыкает TOP-10 китайский JAC.
Статистика говорит о том, что параллельный импорт был и есть. Осталось ответить на вопрос — будет или нет?
Какие варианты
В сегменте LCV вариантов не так и много.
Во-первых, китайские автомобили. Правда, есть одно «но» в сегменте коммерческого транспорта адаптированных под Россию моделей не так много, что существенно снижает выбор. Сейчас в TOP-10 марок удалось «пробиться» лишь JAC.
Во-вторых, отечественные модели. Однако и здесь есть сложности — сейчас очередь на ту же самую «Газель» достигает 6-8 месяцев, то есть прийти и купить не получится.
В-третьих, можно поискать автомобиль на «вторичном» рынке. Правда, если речь идет о большом автопарке, то предложение явно не покрывает спрос.
И, наконец, купить машину проверенной марки по параллельному импорту.
В 80% случаев у компаний выбор стоит между 1 и 4 вариантом: купить «китайца» или заказать машину из-за рубежа.
Мифы о параллельном импорте
Многие скажут, конечно, лучше купить то, что есть, однако их мнение продиктовано многочисленными мифами о параллельном импорте.
Миф 1 — Дорогая эксплуатация
Да, действительно запчасти стоят дороже, однако и надежность этой техники находится на высоком уровне, поэтому она не нуждается в частых ремонтах, что в перспективе 1-2 лет снижает расходы. И первоначальный «минус» становится «плюсом».
Миф 2 — Отсутствие запчастей
Сейчас на складах находится достаточное количество всех комплектующих, поэтому доставка от склада до сервиса занимает 2-3 дня. Кроме того, за последние 2 года были налажены четкие каналы поставок из Казахстана, Турции, Китая.
Миф 3 — Сроки доставки имеют неопределенный характер
Как правило, от момента заказа и получением автомобиля по параллельному импорту проходит не более 45 дней.
Миф 4 — Нет возможности проверить ТС перед покупкой
В сегменте LCV практически 100% автомобилей привозятся с нулевым пробегом. В других случаях проверенные компании обеспечивают максимальную прозрачность сделки, соблюдая все законодательный формальности.
Параллельному импорту быть
Около 60% тех, кто владеет крупными автопарками, состоящими из автомобилей европейский марок, не готовы отказываться от привычных марок и моделей. В качестве причины они называют, высокий уровень доверия. Также подавляющее большинство компаний выстраивали бизнес-модель под определенный парк, то есть персонал, сервисные центры — все настроено на обслуживание именно моделей, доступных сейчас лишь по параллельному импорту.
Таким образом, ответ ГТК-Авто однозначный: «Параллельному импорту быть!».