ООО «ФОРТУНА» 6 апреля 2024

Как выбрать франшизу среди сотен предложений

Как франшизы работают и чем руководствоваться при подборе, — делится своим многолетним опытом франчайзи бренда «Мебель братьев Баженовых» Александр Васильев

Александр Васильев
Ведущий франчайзи компании «Мебель братьев Баженовых»

Эксперт в области продаж мягкой мебели

Давайте для начала немного теории, расскажем о франшизе и условиях покупки.

Франшиза — это готовый бизнес, который дает покупателю налаженную и отработанную (на своем опыте) бизнес-модель. За установленную плату (в теории это паушальный взнос) покупатель получает полный бизнес, схему и инструкцию по ведению работы, доступ к бизнес-процессам, материалы для рекламы, право использовать товарный знак, информационную поддержку, помощь с персоналом и в обучении. От покупателя требуются только деньги и время. Для старта обязательно учесть первоначальный взнос, сумму заранее сообщает владелец бизнеса — это позволит оценить ваши возможности вложения. После того, как бизнес встанет на рельсы,  с вас будут ежемесячно списывать роялти — это фиксированная плата за пользование всего брендированного функционала.

Какие бывают франшизы?

  1. Товарная — перепродажа товаров под брендом франчайзера. Для покупателя лицензии такое сотрудничество выгодно тем, что не нужно запускать производство. Его дело — продавать. Все остальное обеспечивает франчайзер.
  2. Производственная — изготовление товаров по стандартам бренда. Франчайзер предоставляет оборудование и производственные технологии, рекомендует поставщиков. Задача франчайзи — производство и сбыт товара.
  3. Франшиза в сфере услуг дает доступ к наработкам и технологиям франчайзера. Покупатель франшизы соответственно оказывает услуги по стандартам, установленным франчайзером.

Зачем нужна франшиза, если можно построить все с нуля?

Франшиза — это быстрый старт, вам не нужно учиться на ошибках, тестить концепцию, искать идею, рисовать логотип, писать релизы, делать фото и продвигать, рекламировать.

  • Бизнес-процессы уже опробованы, в том числе отработаны кризисные ситуации
  • Узнаваемый бренд — экономия на рекламе и доверие аудитории.
  • Информационная и техническая поддержка.
  • Обучение персонала, помощь в подборе, взращивание кадров по авторским методикам
  • Помощь в подборе локации, дизайне, ремонте.

Какие критерии отбора Вы использовали?

При выборе франшизы я оценивал стандарты компании, их успешный опыт. Предпочтение отдавал компаниям с полным циклом (от заготовки до продаж), которые знают свой бизнес «от А до Я». Конечно же я смотрел на опыт, имя, бренд, его перспективы на рынке. Считаю, что сегодня предпочтение нужно отдавать российским компаниям не с выдуманным именем  на латинице, а с именем собственным и на русском. Важный факт при выборе правильной (работающей) франшизы — это взгляд на компанию с точки зрения ее многолетнего опыта и имени, это подчеркивает связь компании с владельцем бизнеса, а значит, он будет всегда беречь свою репутацию,  значит имя и бизнес. Здесь рекомендую присмотреться к фамильным брендам, которые в бизнесе много лет и ответственно несут свое имя. Что я и сделал много лет назад и не пожалел.

Какие шаги следует предпринять перед покупкой франшизы?

Внимательно проанализировать/исследовать компанию. Провести аналитику, сравнивая различные бизнесы, учитывая все риски, плюсы и минусы. Назначить встречу с владельцем франшизы, попросить провести экскурсию по производству/офису продаж, пусть он станет вашим проводником в мир бизнеса.

Собрать следующие данные:

Рейтинги. Оцените франшизу на юридическую чистоту, актуальную информацию из сети и качеству поддержки.

Сайт, соцсети. Посещаемость, полноту информации, дизайн, контакты.

Финансовая модель. Расспросите подробно, сколько инвестиций потребуется для открытия, какие требования к помещению, персоналу, франчайзи, какой срок окупаемости проекта. Уточните про ограничения на продажу в один город, на выбор поставщиков (цены у них могут быть завышены).

Побеседуйте с теми, кто уже в деле. Если бизнес хорош, владелец без труда поделиться контактами успешных сделок. Если откажет  — значит, что-то неладное. В случае отказа свяжитесь самостоятельно с покупателем франшизы и узнайте у него как можно больше информации о сотрудничестве (контакты найти сейчас несложно).

Проверьте обратную связь. Отзывы клиентов, фотографии в социальных сетях под хештегами, отзывы на Яндекс.Картах и Google.Maps, отзывы сотрудников, партнеров. Конечно, они могут быть необъективными, тут индивидуально нужно смотреть.

Проверьте юридическое лицо. Это можно сделать на сайте налоговой инспекции, в сервисе «Прозрачный бизнес» и на других сайтах проверки контрагентов. Здесь предоставлена информация об уставном капитале, директорах, количестве сотрудников, связанных юридических лицах, судебных делах. Если у франчайзера есть дела по искам от других франчайзи, франшизу лучше не приобретать. Проверьте, зарегистрирован ли товарный знак.

Проехать по розничным площадкам. Если у компании широкая сеть, значит бизнес перспективен и даст своему будущему партнеру хорошие гарантии.

Станьте тайным агентом. Пообщайтесь с персоналом, закажите товар/услугу, оцените сервис, колл-центр, внимание к вашим просьбам, общение персонала, звонки, смс.

Как давно вы руководите франшизой мебели братьев Баженовых?

Более 5-ти лет я владею бизнесом по продаже мебели. Я стал не просто партнером, а частью их семейного бизнеса. Я открывал бизнес при личном участии основателя, на тот момент для меня это был важный показатель и я не ошибся.