АРМ: геобрендинг территории как ключ успеха развития региона
Эксперт АРМ поделилась важностью брендинга территорий для привлечения интереса к регионам
Член Совета по туризму Мурманской области; Номинант отраслевой премии «Туризм. Дело жизни»; Спикер ТАСС, РБК, ПИР Экспо, Интурмаркет, МИТТ; Эксперт Сколково; Победитель более 20 федеральных конкурсов
Если рассматривать термин «геобрендинг», то можно сказать, что это комплексный подход к стратегическому развитию территорий, который включает анализ потенциала региона, взаимодействие между субъектами федерации, учет потребностей целевой аудитории. Также стоит упомянуть и важность продвижения положительного имиджа и узнаваемости территории, с тем чтобы привлечь инвестиции, туристов, квалифицированные кадры и другие ресурсы. Благодаря брендингу территорий регион может выделиться на фоне конкурентов со своим уникальным образом, который будет ассоциироваться с особенностями и преимуществами области. Геобрендинг может быть как национальным, так и региональным.
Из инструментов, которые использует геобрендинг, можно отметить бренд-стратегию, коммуникационную и маркетинговую стратегии. Инструментами внедрения бренда могут быть организация различных активностей, например, фестивалей, городских проектов, создание уникальных продуктов и услуг с локальными брендами, взаимодействие с другими регионами и организациями, чтобы повысить общую привлекательность города. Однако важно понимать, что главное в геобрендинге — это правильный подход, который увеличивает узнаваемость региона среди туристов благодаря этим инструментам.
Главными преимуществами геобрендинга можно назвать развитие культуры и традиций, стимуляцию внутреннего бизнеса, что позволяет создать постоянную ценность для растущего числа брендов благодаря их географической принадлежности.
На мой взгляд, есть множество успешных примеров геобрендинга регионов в России и в мире, которые отличаются своими особенностями и подходами.
Например, Новая Зеландия привлекает туристов красивыми пейзажами, Бильбао служит образцом культурной реконструкции для Музея Гуггенхайма. В Перу благодаря бренду «Mistura» в Лиме ежегодно проводится мегагастрономическая ярмарка, где можно попробовать лучшие блюда национальной кухни. Более миллиона человек приезжают, чтобы окунуться в атмосферу мероприятия. Также популярен бренд «Marca Perú», созданный по инициативе правительства страны в сотрудничестве с местными компаниями для продвижения локальной продукции.
В числе успешных примеров геобрендинга в России — туристический бренд Тюменской области «Visit Tyumen», где акцент сделан на термальные источники и банный бренд. Благодаря увеличению упоминаний региона, выросло и число гостей, что повлекло за собой закрепление бренда Тюменской области на федеральном уровне.
Еще один пример — «На Севере — жить». Эта программа создает в Мурманской области условия для профессионального и личностного роста, качественную социальную инфраструктуру для молодых специалистов. Стоит упомянуть и подбренд «На севере — отдыхать», задача которого привлечь туристов из других регионов нашей страны и из-за рубежа. Благодаря развитию брендинга территории в 2023 году туристический поток в Мурманскую область достиг 670 тысяч человек.
Активно развивается бренд Мончегорска «Озера вокруг нас» и его подбренд «Визит.Имандра», благодаря чему меняется стереотип восприятия города. Раньше Мончегорск воспринимался только как город с промышленными предприятиями, сейчас же все поменялась. За четыре года благодаря грамотному позиционированию и нашей работе вместе с коллегами из Агентства развития Мончегорска город стал местом притяжения туристов. В 2022-м он даже вошел в ТОП-5 лучших туристических направлений для посещения в Мурманской области, а в 2023 году Мончегорск посетило 58 тысяч туристов.