Куда движется бизнес-наставничество в 2024 году

Алена Королева рассказывает о распространении бизнес-наставничества на корпоративный сегмент

Алена Королева
Серийный предприниматель, бизнес-тренер

Спикер федеральных СМИ. Строю экспертам БИЗНЕС-СИСТЕМУ Развиваю институт наставничества на федеральном уровне.

Сейчас наставничество активно распространяется не только в предпринимательской, но и в образовательной, научной, корпоративной и даже семейной среде. Передача знаний, профессиональных навыков, а также ценностей от опытных специалистов молодому поколению — примета современного наставничества. Такая система обучения и поддержки укрепляет внутрикорпоративные связи и формирует культуру компаний.

В 2024 году программы наставничества реализуются во многих регионах страны, практика бизнес — наставничества широко распространена в разных сферах и становится не только про бизнес. Однако пока единая система наставничества в масштабах Российской Федерации не сформирована. Такой профессии как «наставник» нет, ОКВЭД — тоже. 

Лично я считаю необходимым введение новых гарантий для наставников в условиях современного рынка труда и развития предпринимательства. Еще во времена СССР (проблемой наставничества озаботились в годы первых пятилеток) важную роль в практической подготовке молодых специалистов и профессиональной адаптации новых работников на предприятии играли опытные и результативные работники, выступающие в качестве наставников. Это помогало быстрее ввести в должность нового сотрудника, воспитывало новое поколение и готовило профессиональную смену.

В сегодняшних реалиях такая «стажировка» очень выгодна работодателям, чтобы решать задачи профессионального становления новых кадров, оказывать помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития внутри компании, повышать их профессиональную компетентность. 

Кстати, по данным исследований, у сотрудников, у которых был наставник, повышают в 5 раз чаще, а специалистов-наставников — в 6, текучесть кадров уменьшается на 10%, затраты на обучение — на 15%, увеличивается производительность труда.

На практике (например, на предприятии) в рамках построения в том числе внутрикорпоративной системы бизнес — наставничества помогут следующие меры:

  • формирование на федеральном уровне единого подхода к понятию и содержанию наставничества для каждой профессиональной отрасли;
  • установление четких требований и критериев к наставникам с учетом отраслевых особенностей, а также NPS для оценивания результатов работы;
  • создание специального реестра наставников;
  • создание независимой комиссии при реестре наставников;
  • закрепление гарантий и статуса наставника.

Наставничество в сфере труда и образования в Европе, а также США регулируется образовательными и социальными государственными институтами. Их, кстати, поддерживают соответствующие министерства. 

Считаю, что изменения в нише бизнес — наставничества  повысят качество подготовки кадров и снизят уровень безработицы среди молодежи в связи с тем, что каждый новый сотрудник или предприниматель не будет чувствовать себя брошенным, снизится количество депрессий и скорость адаптации на новом рабочем месте, быстрее будет заметен результат труда, повысится уровень предпринимательства в стране в целом.