GdeRabota.ru 11 апреля 2025

Soft skills становятся решающим фактором при выборе сотрудников

Soft skills помогают в работе сильнее профильных умений, в материале разобрали главные мягкие навыки и способы их проверить

Екатерина Агаева
Генеральный директор сервиса онлайн-рекрутинга GdeRabota.ru.

C 2022 по 2023 годы — тимлид, руководитель группы CRM-маркетологов. С 2021 по 2022 годы — ведущий CRM-маркетолог в компании CRM-Group. С 2015 по 2021 годы руководила проектами в сфере digital.

Как Soft skills помогают в карьере

Soft skills подразумевают умение находить общий язык с другими людьми, применять навыки тайм-менеджмента, креативно подходить к решению задач и проявлять гибкость в необходимых ситуациях.

Зачастую высокой квалификации и глубоких знаний недостаточно для получения оффера. Если человек не может презентовать себя или коммуницировать с командой, то вряд ли работодатель сделает в пользу него выбор. Так, 64% работодателей выберут сотрудника с высокой самоорганизацией и опытом командной работы, но средними навыками, а не кандидата со знанием специфики, но без умения работать сообща, показал опрос GdeRabota.ru.

Развитые мягкие навыки нужны всем сотрудникам, независимо от их профессии. Однако в некоторых специальностях соотношение профессиональных и общих навыков разнится. Например, если человек работает с людьми, то soft skills важны также, как hard skills.

У линейных сотрудников соотношение мягких и жестких навыков может быть 30 на 70. Но чем выше должность специалиста, тем важнее наличие широкого пакета мягких навыков.

По мнению ученых из Гарварда и Стэнфорда, 85% успеха человека в карьере обусловлено его мягкими навыками. Компании сейчас уделяют больше внимание не только профессиональному уровню развития кандидата, но и его мягким навыкам.

Эмоциональный интеллект — главный мягкий навык

Аналитическое мышление и эмоциональный интеллект остаются наиболее востребованными мягкими навыками. Такие тенденции определили на Всемирном экономическом форуме еще в 2003 году.

Развитый эмоциональный интеллект нужен не только руководителям, но и самим сотрудникам. Это положительно влияет на атмосферу в коллективе и корпоративную культуру. А также в командах, где руководитель понимает эмоции своих подчиненных, эффективнее налажено общение и выше производительность труда.

Основные компоненты эмоционального интеллекта — самосознание, регулирование эмоций, эмпатия, коммуникативные навыки.

Компании оценивают эмоциональный интеллект еще на собеседовании.  Кандидаты с развитым эмоциональным интеллектом признают свои слабости и могут оценить навыки самостоятельно, без огласки на взгляд со стороны.

Некоторые работодатели проводят стресс–интервью, чтобы понять, как кандидат управляет своими эмоциями. В ходе беседы выясняется, способен ли соискатель регулировать стресс. Блок со стрессовыми вопросами включили 78% крупных компаний и 44% малых и частных компаний, согласно статистике сервиса по поиску работы GdeRabota.ru.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом может объяснить свои чувства, как он пережил увольнение и почему пришлось уйти с прошлой работы. Если кандидат говорит, что его «бесили коллеги», «раздражало начальство», то HR-специалист посчитает конфликтным и незрелым именно соискателя.

Оценить собственные soft skills

Мягкие навыки — важная часть успеха в работе и жизни, для их самостоятельной оценки есть несколько способов.

Онлайн-тесты

Тесты помогают проверить роль в конфликтах и диалоге, покажут навыки тайм-менеджмента и аналитические способности. Некоторые платформы предлагают советы по улучшению навыков или помогают акцентировать внимание на плюсах. Однако точность такой проверки зависит от честности ответов.

Анализ прошлого опыта

Уже пережитые ситуации покажут уровень коммуникативных и других гибких качеств. Стоит вспомнить и выписать примеры, где удалось:

  • Убедить команду следовать вашему плану.
  • Адаптироваться к переменам на работе;
  • Решить конфликт с коллегами.

Это выявит сильные стороны в общении и организации, а также даст варианты для ответа на собеседовании или пункта в резюме.

Однако при самоанализе страдает объективность — человек с завышенной самооценкой получит высший балл, а соискатель с синдромом самозванца самостоятельно занизит результат. Поэтому стоит обратиться к мнению окружающих.

Обратная связь

Оценить навыки поможет окружение, стоит попросить друзей и коллег ответить на несколько открытых вопросов:

  • Как я работаю в команде?
  • Умею ли управлять временем?
    Более подробный и тщательный опрос можно провести по методу 360 градусов, он охватывает сотрудников в отделе, начальство и друзей, это даст полную картину. Перечень для вопросов с широкой обратной связью также подскажут онлайн тесты на мягкие навыки.

Рекомендации для поиска работы

Соискателю важно не только определить свои мягкие навыки, но и эффективно их представить. Например, результаты тестов внести в резюме, указав конкретные навыки, такие как «высокий уровень эмоционального интеллекта» или «умение работать в команде». На собеседованиях стоит ссылаться на примеры из опыта.

Кроме того, важно уделить внимание востребованным навыкам конкретной отрасли. Например, для IT-специалистов важна адаптивность, а для менеджеров — лидерство. Это поможет сосредоточиться на наиболее релевантных аспектах.

Поведение и привычки соискателя с мягкими навыками

О развитых мягких навыках кандидата можно понять по его умению налаживать контакт и работать в команде. Если на собеседовании соискатель негативно отзывается обо всем прошлом коллективе и начальстве, скорее всего, дело не в окружающих, а в самом сотруднике. Возможно, он у него недостаточно развита эмпатия и эмоциональная саморегуляция.

Для коммуникативных навыков важна доброжелательность соискателя. Стоит обратить внимание, как он общается в момент согласования времени встречи и при разговоре на ресепшене. Если с человеком трудно договориться, а при личной встрече он общается неуважительно, то и в коллективе такой сотрудник станет причиной напряженной атмосферы.

Людей с развитыми мягкими навыками легко почувствовать — с ними просто и приятно общаться. Для рекрутера главный маркер развитых мягких навыков — поведение кандидата на собеседовании. Если он идет на контакт, открыт новому и может адекватно оценить навыки и курс развития, то HR-специалист порекомендует принять соискателя на работу. 
 

Присоединяйтесь к компаниям, которые уже делятся новостями бизнеса на РБК КомпанииУзнать больше