Почему отказывают в регистрации ПО в реестре отечественного ПО Минцифры
Включение ПО в реестр отечественного софта задача, которую пытаются решить многие компании. Но часто получают отказ. Рассказываем о причинах
Людмила Харитонова более 15 лет сопровождает IT и цифровые компании. Среди клиентов Людмилы крупные компании и стартапы, ставшие единорогами.
Несколько раз в месяц мы подаем заявления и успешно регистрируем ПО в реестре отечественного ПО Минцифры (Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных). Видим, как меняется подход Минцифры и часто при подготовке заявления сталкиваемся с ошибками клиентов.
Для подачи заявления на регистрацию ПО в реестре Минцифры необходимо собрать комплект документов и сведений, среди которых есть как юридические, так и технические документы, а также подготовить экземпляр ПО для проведения экспертной проверки.
Причины по которым отказывают:
1. Отсутствие или неполный комплект документов, подтверждающих наличие исключительного права на программное обеспечение, и бухгалтерских документов на ПО (постановка на учет в качестве НМА).
Я являюсь разработчиком ПО, учредителем и генеральным директором своей компании. Этого достаточно для подтверждения исключительного права на ПО?
Нет, этого недостаточно, так как необходимы договоры о передаче исключительных прав или договоры на разработку ПО подрядчиками, или же внутренние документы компании, которые подтверждают создание служебного произведения.
- К договорам на разработку Минцифры подходит достаточно формально и проверяет наличие определенных условий: конкретизация объекта (из описания понятно какой объект создан и название совпадает с тем, что вы подаете на регистрацию), исключительные права на который передаются, были ли подписаны акты приема-передачи, есть ли ограничения исключительных прав и т. д.
- Для подтверждения того, что ваше ПО является внутренней разработкой компании, потребуется предоставить акты, приказы и служебное задание на создание ПО.
У нас ведется бухгалтерский учет расходов на покупку / модернизацию ПО. Этого хватит в качестве бухгалтерских документов на ПО?
К сожалению, этого будет недостаточно. Минцифры требует, чтобы ПО было поставлено на бухгалтерский учет, была заведена карточка нематериального актива и были подписаны соответствующие приказы. Опять таки тут важно совпадение названия ПО, которое вы подаете на регистрацию и в бухгалтерском учете. Это казалось бы понятное условие не соблюдается во многих компаниях.
Во-первых, одно ПО в бухгалтерском учете часто стоит разными частями (так сложилось исторически или было важно ставить объекты отдельно чтобы повысить капитализацию);
Во-вторых, ПО могло создаваться довольно долго и название просто поменялось.
Обратите внимание, что наименования актива в карточке НМА и ПО в заявлении должны соответствовать.
2. Отсутствие или неполный комплект технических документов либо отсутствие обязательной информации в них.
Мы составили руководство пользователя для нашего ПО, этого будет достаточно для регистрации в реестре Минцифры?
Одно лишь руководство пользователя будет недостаточным для регистрации ПО в реестре Минцифры.
Минцифры требует следующие документы:
- Описание жизненного цикла ПО;
- Руководство пользователя;
- Описание технических средств хранения исходного текста и средств компиляции исходного текста в объектный код;
- Документацию по лицензионным ключам (при наличии);
- Описание функциональных характеристик ПО;
- Описание технической архитектуры ПО (при наличии);
- Инструкция для эксперта по получению доступа к тестовому экземпляру.
Дополнительно Минцифры может направить запрос для предоставления списка всех компонентов и библиотек, используемых в ПО.
Как правило этот список документов вызывает основные вопросы. Готовят их разработчики (только у них есть полная информация для подготовки). Но вот желания и времени готовить у разработчиков чаще всего нет.
Облегчить им жизнь можно через шаблоны документов, которые они адаптируют под конкретное ПО.
3. Неправильная подготовка тестового экземпляра.
У нас SaaS-сервис, мы выдали логин и пароль для получения доступа к личному кабинету, но пришел отказ в регистрации. Разве этого недостаточно?
Выдать логин и пароль для входа в личный кабинет SaaS-сервиса недостаточно, необходимо предоставить доступ «внутрь» виртуальной машины или удаленный доступ к развернутому экземпляру ПО через VPN/SSH и т. п.
Если для подключения необходимы логины и пароли, то их обязательно нужно указывать в инструкции для эксперта.
Также отметим, что для проверки экземпляра ПО должны быть предоставлены права sudo или root.
А если вы регистрируете мобильные приложения или комплексное ПО, в состав которого входят мобильные приложения, то необходимо предоставить:
- iOS — исходные тексты проекта;
- Android — исходные тексты проекта и/или файл *.apk.