ООО «ЦФА» 12 ноября 2024

Значение научных исследований и инноваций для устойчивого роста бизнеса

Дискоммуникация между наукой и бизнесом приводит к тому, что бизнесу необходимо создавать собственный R&D-отдел

Игорь Шохин
Генеральный директор ООО «ЦФА»

Доктор фармацевтических наук, главный редактор научно-производственного журнала «Разработка и регистрация лекарственных средств», эксперт Российского научного фонда

В условиях сложившейся внешнеэкономической ситуации российский наукоемкий бизнес вынужден разрабатывать собственные инновационные решения. Это требует от компаний наличия высококвалифицированных специалистов и умения эффективно взаимодействовать с другими участниками рынка.

Мы представляем научное и бизнес-сообщество и видим, что наука и бизнес все еще существуют в разных мирах. Научно-исследовательским институтам не всегда интересно заниматься рутинными прикладными задачами, такими как разработка методик или составов для предприятий. Мы сталкиваемся с этими проблемами на собственном опыте.

В России есть фармацевтические заводы, которые производят лекарственные средства и продают их, получая прибыль. Также есть научное сообщество, представленное университетами, научно-исследовательскими организациями и частными исследовательскими центрами. Перед современными учеными из научно-исследовательских институтов стоит сложная задача. С одной стороны, они должны соответствовать определенным критериям эффективности, таким как грантовые исследования и научные публикации. С другой стороны — финансовая составляющая, которая не всегда в приоритете. У фармацевтических компаний, при этом, может не быть собственного отдела исследований и разработок, или он может быть недостаточно оснащен для решения конкретной задачи. Это одна из основных проблем разобщенности, связанная с различиями в целях и критериях эффективности. В результате бизнес может недополучать прибыль или терпеть убытки, поскольку скорость вывода препарата на рынок имеет первостепенное значение.

Главная задача для мира науки и бизнеса — наладить взаимодействие между собой. Одним из эффективных способов достижения этой цели является проведение научно-практических конференций. Например, ежегодный конгресс «Разработка и регистрация лекарственных средств» предоставляет возможность прямого диалога между представителями науки, бизнеса и регулирующих органов. В рамках мероприятия происходит знакомство научных организаций и фармацевтических компаний.

Также важным аспектом является подготовка специалистов для фармацевтической отрасли. Создание специальных образовательных программ позволяет студентам и молодым ученым на практике понять, как функционирует бизнес и что требуется для его развития.

Кроме того, существуют такие решения, как частные лабораторные центры и центры коллективного пользования. Хотя их количество пока недостаточно, они ориентированы именно на выполнение задач фармацевтической индустрии.

Вышеназванные дискоммуникации приводят к тому, что крупным производителям лекарственных средств необходимо создавать собственные мощные R&D-отделы. Многие компании имеют в своем составе частные НИИ или крупные отделы разработки. Это позволяет сделать процесс разработки препарата управляемым и предсказуемым. Конечно, содержание такого отдела увеличивает себестоимость препарата, что в настоящее время составляет до трети от его стоимости. Однако именно такой подход позволяет создавать препараты-блокбастеры. У ведущих российских компаний, вероятно, нет иного выбора, кроме как идти по этому пути.

Следует отметить, что в условиях конкуренции на рынке всегда выигрывает компания, имеющая собственный R&D-отдел. Примером может служить разработка препаратов от новой коронавирусной инфекции, когда счет шел на дни. Первыми на рынок вышли крупные фармацевтические компании, которые имели мощные R&D-отделы, способные работать круглосуточно и быстро выполнять фармацевтическую разработку, доклинические и клинические исследования препарата.

Ранее у нас была научная лаборатория по исследованию фармакокинетики и иммуногенности моноклональных антител, которая выполняла сложные научные задачи. Это представляло проблему для бизнеса из-за непредсказуемости сроков разработки. Тогда мы нашли экономически выгодное решение. К нам обратилась крупная биофармацевтическая компания, которая не стала заказывать исследования, а приобрела нашу лабораторию целиком и включила ее в свой отдел разработок. Это был успешный бизнес-кейс в формате win-win. С одной стороны, мы избавились от неопределенности, а с другой — завод получил лабораторию и высококвалифицированных сотрудников, которые работают только на компанию, а не на всю отрасль.

Конечно, R&D — это долгосрочная инвестиция. Однако она обеспечивает управляемость процессом исследования и ускоряет вывод препаратов на рынок. Если проанализировать экономику, то завод, имеющий собственный R&D-отдел, всегда будет в выигрыше, поскольку скорость реагирования на запросы рынка зачастую важнее, чем деньги.

Как сказал один из моих коллег по отрасли: «С экономической точки зрения, разработка дженериков и биоаналогов интересна только в том случае, если есть шанс войти в тройку лидеров. Все остальное будет продаваться по остаточному принципу». Поэтому лидерство — это, прежде всего, своевременные и конкурентоспособные разработки.