Телемедицина как драйвер развития отрасли здравоохранения
Максим Чернин, председатель Академического совета программы «Управление бизнесом» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, о развитии рынка телемедицины в России
В 2018 году получил степень доктора делового администрирования (Doctor of Business Administration) Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ (Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ до 2020). Является сооснователем и председателем совета директоров МК «Доктор рядом», развивающей экосистему цифровых сервисов в медицине, генеральным директором компании «Доктор рядом – холдинг». Победитель Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России» в 2019г.
Несмотря на впечатляющие темпы развития телемедицины в России (рост выручки в полтора раза в 1 квартале 2023 года по данным Smart Ranking), эта технология (особенно, формата «Врач-пациент») все еще играет в России роль, гораздо меньшую, чем могла бы: ведь из анализа международного опыта видно, что дистанционное оказание медицинской помощи быстрее развивалось в странах с обширной территорией с наличием удаленных населенных пунктов. Среди основных причин данной ситуации я выделю особенности текущего законодательства (запрет на постановку диагноза, назначение терапии и оформление больничного листа по всему перечню нозологий в рамках первичного онлайн приема), достаточно высокую консервативность отрасли в целом и опасения коммерческих участников рынка в том, что эта технология сократит, а не увеличит текущую выручку. Сейчас телемедицинские консультации в основном включаются в программы добровольного медицинского страхования или становятся частью экосистемных сервисов. Лишь несколько клиник стараются активно встраивать телемедицину в свою систему взаимодействия с пациентами. В последние несколько лет наиболее активно развиваются дистанционные консультации психологов и психотерапевтов, причем как в формате социального пакета работодателя, так и в формате B-to-C.
На рынке происходит процесс качественной трансформации услуги. Телемедицина практически уже стала стандартом наполнения программ ДМС в корпоративных программах.
Основная ценность, которую для телемедицинских проектов могут предоставить цифровые экосистемы, — это доступ к потенциальным клиентам. Партнерские программы в данном случае — гораздо более эффективный инструмент для телемед компаний в сравнении с весьма затратным прямым собственным продвижением новой категории услуги. А для экосистем, в свою очередь, это возможность охватить такой важный блок потребностей клиента как управление своим здоровьем. В рамках экосистем продвигаются не только базовые телемедицинские консультации, но и дистанционная психологическая помощь, продукты проверки состояния здоровья (чекапы), ассистантские медицинские услуги (помощь в подборе врача и клиники) и пр.
Драйвером развития дистанционных медицинских услуг становится искусственный интеллект. Одним из громких прорывов этого года стало наше решение на базе искусственного интеллекта, которое позволяет на этапе обращения пациента за медицинской помощью автоматически определять возможность дистанционного решения его вопроса без очного посещения врача и связывающее его с нужным специалистом онлайн. Число таких продуктов на рынке вырастет уже в этом году.
Вместе с тем, в сравнении с зарубежными рынками, например, с Китаем, телемедицина в формате «врач-пациент» развита в России пока очень слабо. Например, в 2021 году в США количество удаленных консультаций превысило количество очных приемов (на пике борьбы с ковидом), в Китае на нескольких лидеров медтех рынка приходится около 800 млн пациентов. В России при общем количестве очных посещений врача (около 2 млрд в год) доля дистанционных консультаций не превышает 2-3%.
Возможно, стартовавший с 1 августа Экспериментальный Правовой Режим, установленный Правительством для пациентов 15 медицинских учреждений, сможет ускорить темпы распространения телемедицинской технологии. В соответствии с этим режимом после очного первичного приема пациент может проходить наблюдение и консультации в удаленном формате в том же медицинском учреждении, но в том числе и у другого врача данной клиники, а специалист вправе корректировать диагноз, назначать терапию и выписывать онлайн рецепты.