Как сделать онлайн-обучение таким же эффективным, как офлайн
Куратор образовательных проектов бизнес-школы ITC Group делится лайфхаками и современными инструментами онлайн-обучения взрослой аудитории
Курирует проведение очного и онлайн-обучения в санкт-петербургском офисе Бизнес-школы ITC Group, ведет коммуникацию с преподавателями
Онлайн-обучение может быть не менее эффективным, чем офлайн — это доказано российскими и международными исследованиями.
В то же время, проведение онлайн-занятий требует передовых методов и технологий, чтобы обучение прошло на высоком уровне и ожидания клиентов оправдались.
Вот несколько рекомендаций, как сделать дистанционное обучение более удобным и эффективным для преподавателей и участников.
Обучение преподавателей онлайн-инструментам
В нашей бизнес-школе регулярно появляются новые преподаватели, и не все из них хорошо знакомы со спецификой проведения занятий в онлайн-формате. Преподаватель может быть высококлассным экспертом в своей теме, но не иметь опыта проведения занятий онлайн — так бывает.
Поэтому, мы проводим обучение для тренеров: снабжаем гайдами по возможностям сервисов видеосвязи, проводим инструктажи по применению онлайн-досок, видео-таймеров, тестов и опросов, а также даем рекомендации по эффективному взаимодействию с участниками образовательного процесса.
Более того, во время обучения присутствуют кураторы для решения технических (если не листаются слайды презентации, «зависла» демонстрация, не работает звук) и организационных (разделить участников по комнатам в онлайн-пространстве, сделать выгрузку теста) проблем.
Интерактивные инструменты для дистанционных занятий
- Онлайн-доски: этот инструмент заменяет маркерную доску и флипчарт, а по удобству даже превосходит их — можно за секунды строить фигуры, клеить виртуальные стикеры, использовать готовые макеты схем, загружать изображения и документы. Пример: Sboard и МТС Доски (интегрированы в платформу видеосвязи МТС Линк).
- Вопросы и мини-тесты: регулярные короткие опросы по ходу обучения помогают участникам вовлечься в процесс и лучше усвоить материал. Инструмент создания опросов встроен в некоторые сервисы видеосвязи (например, Контур.Толк), но можно использовать и сторонние инструменты — myQuiz, Madtest и другие.
- Разделение участников на группы: в онлайн-пространстве можно делить участников на мини-группы для совместной работы — так же, как и в очном формате. Инструмент лучше изучить и попрактиковать заранее, чтобы не было заминок на занятии. Эта функция обычно встроена в сервис видеоконференций, но если нет — можно создать несколько встреч одновременно и попросить участников сначала перейти в них по ссылкам и сделать групповую работу, а потом вернуться в главную встречу к назначенному времени.
Подготовка рабочего места
Стабильный интернет, заряженные устройства, хорошее освещение и тихая обстановка — обязательные условия для тренера и участников.
Перед началом занятия лучше убедиться в качестве связи — насколько хорошо тренер и участники слышат и видят друг друга. Если интернет все-таки нестабильный и видеозвонок зависает, а возможности это исправить нет, то поможет отключение видеокамеры (хотя это нежелательно).
Включение камеры и микрофона участниками
Участникам нужно активно участвовать в обучении — с включенным микрофоном и камерой. Только так можно получить максимальную пользу от занятия — обсудить с преподавателем все вопросы и подробно разобрать тему.
Важно заранее предупредить участников о том, что для обучения потребуется стационарное устройство (ПК или ноутбук), камера, микрофон и стабильный интернет.
Тестирование техники перед началом занятия
Хорошая подготовка — половина успеха. Перед началом занятия необходимо проверить, что трансляция работает, слайды переключаются и обучающие материалы видны участникам.
Если на занятии используются сторонние сервисы (например, онлайн-доска или интерактивный квиз), необходимо заранее проверить, что все ссылки корректно работают. Отличный способ это сделать — открыть ссылки в браузере в режиме «инкогнито». В этом режиме вы будете видеть все как участник обучения.