В НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург обсудили лучшие практики использования ИИ
На форуме «Культура образования» в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург международные эксперты обсудили интеграцию искусственного интеллекта в образование и промышленность
В корпусе «Канатный цех» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург прошел Второй российско-китайский форум «Культура образования» и ежегодное собрание Российско-Китайской ассоциации институтов прикладных исследований. Более 100 участников из ведущих частных университетов Китая и представители 15 российских вузов обсудили интеграцию искусственного интеллекта в образование и промышленность.
Открывая мероприятие, директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Анна Тышецкая подчеркнула, что форум проходит на фоне глобальных изменений российско-китайских отношений. «Мы живем в знаковое время: недавний визит президента России Владимира Путина в КНР открыл новую страницу нашего стратегического партнерства. Отмена визового режима создает беспрецедентные возможности для академической мобильности между нашими странами. Символично, что накануне перекрестных Годов образования России и Китая мы обсуждаем образование будущего. Как гласит известная китайская пословица: «Путь в тысячу ли начинается с одного шага». И сегодня мы его уже сделали», — отметила она.
Сегодня в России обучается свыше 51 тысячи китайских студентов, а в Китае — 21 тысяча российских. В НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург действует 44 договора о сотрудничестве с 27 ведущими вузами КНР, а китайский язык изучают около 1500 студентов Вышки. Развитие образовательного партнерства находит активную поддержку и на дипломатическом уровне. Заместитель генерального консула КНР Чжан Сяоцин в своем выступлении отметил значимость форума как платформы для координации усилий в академической сфере: «Это важная площадка для продвижения образовательного сотрудничества и гуманитарных обменов между нашими странами, мост взаимопонимания. Предлагаем в полной мере задействовать потенциал альянса прикладных вузов, расширять двусторонние обмены, совершенствовать модели подготовки кадров и развивать совместные исследования в цифровом образовании и зеленых технологиях».
От имени Правительства Санкт‑Петербурга гостей приветствовал директор Санкт‑Петербургского научного фонда Юрий Снисаренко. Он подчеркнул особое место Северной столицы в развитии науки и образования: «В нашем городе практически каждый десятый житель — студент. В городе расположено более 60 государственных и частных университетов, более 300 научных организаций. Искусственный интеллект предоставляет широкие возможности во всех отраслях науки. Поэтому обсуждение искусственного интеллекта в контексте науки и высшего образования очень важно проводить именно в Санкт-Петербурге».
К приветствию гостей также присоединились вице‑президент Ассоциации частных вузов КНР Ван Лишэн и член президиума Совета Ассоциации негосударственных высших учебных заведений России, ректор Санкт‑Петербургского университета технологий управления и экономики Олег Смешко.
Сессию ключевых докладов на форуме открыл директор Института искусственного интеллекта и цифровых наук НИУ ВШЭ Алексей Наумов. Он рассказал о достижениях российских ученых в области ИИ и вызовах, которые новые технологии создают для образования: «В век больших языковых моделей нам нужно учить мыслить: ИИ должен стать вашим вторым калькулятором, инструментом, который усиливает человека». Эксперт сравнил современное образование с обзором в 540 градусов: «Мы должны не просто осмотреться вокруг, а изучить все и со стороны, и изнутри», — добавил он.
Пример интеграции искусственного интеллекта в практическую деятельность представила доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и диетологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова Ирина Расмагина. Она рассказала о разработке системы поддержки принятия врачебных решений для диагностики воспалительных заболеваний кишечника. «Мы создали систему, которая анализирует клинико-лабораторные данные и эндоскопические изображения с помощью искусственных нейронных сетей. При тестировании 85 пациентов мы получили 97 % точности диагностики. Это очень высокий показатель, учитывая, что наши пациенты долгое время обращались к врачам, но не получали правильного диагноза», — сообщила Ирина Расмагина. Проект демонстрирует, как искусственный интеллект может решать реальные проблемы здравоохранения, сокращая время постановки диагноза с двух лет до нескольких минут и повышая качество медицинской помощи.
Участники форума также обсудили создание совместных исследовательских лабораторий, развитие программ академической мобильности и внедрение инновационных образовательных технологий. Мероприятие завершилось выставкой университетов, где участники презентовали кейсы интеграции ИИ в учебные процессы и обсудили конкретные проекты сотрудничества.
Первый российско-китайский форум «Культура образования» состоялся в октябре 2024 года в Пекине с участием 82 образовательных учреждений. Тогда же была учреждена Российско-Китайская ассоциация институтов прикладных исследований, объединившая около 20 университетов двух стран для развития совместных научно-образовательных проектов.