Регистрация компании в Гонконге: что ждать после введения FSIE режима
Гонконг — это универсальная юрисдикция для открытия компании, которая может подойти как под холдинговые структуры, так и под торговую деятельность
Юридическое сопровождение процессов открытия компаний за рубежом, открытие банковских счетов нерезидентам, оптимизация налогообложения, международное право, ведение отчетности зарубежных компаний
По нашему многолетнему опыту, Гонконг — это универсальная юрисдикция, которая может подойти, как под холдинговые структуры, так и под торговую деятельность. Все это благодаря современному законодательству, основанному на английском праве, а также удобному налоговому режиму.
Чем же так хорош Гонконг?
Во-первых, налоговая система Гонконга построена вокруг принципа территориального налогообложения. Это означает, что компании, не имеющие связи с Гонконгом и получающие доход от зарубежных источников считаются нерезидентными. Такие компании имеют ставку корпоративного налога 0% по таком доходам. Получается, что гонконгская компания, функционируя по всему миру, за исключением Гонконга, фактически не будет иметь налогового бремени в стране своей регистрации в части корпоративного налога.
Важно помнить, что компании, которые связаны с территорией Гонконга, считаются резидентами Гонконга. Такие компании облагаются налогом на прибыль по ставке 16,5% (8,5% для доходов до 250 000 USD) с общемирового дохода.
Во-вторых, в Гонконге полностью отсутствует НДС и валютный контроль. Это позволяет значительно упростить операционную деятельность международных компаний, а также, исключает увеличение налоговой нагрузки за счет НДС.
Третье — Гонконг сам по себе, благодаря своей ориентированности на международный бизнес, является юрисдикцией, в которой просто удобно иметь компанию. Такое удобство достигается благодаря быстрой процедуре регистрации компании, доступности полностью электронного документооборота, а также английского права, на котором основывается гонконгское законодательство.
И действительно, если сравнивать Гонконг с другими популярными для бизнеса странами, можно обнаружить убедительное число плюсов. Особенно это актуально именно сейчас, когда внутренние законодательства стран меняются в сторону прозрачности, формируя внутреннее AML законодательство. В такой ситуации привычные корпоративные инструменты в рамках конкретной юрисдикции могут значительно измениться. Такая ситуация, зачастую, продиктована стремлением стран избежать включения в «черный список» FATF, а также повышением негласного рейтинга страны среди банков.
Поэтому, Гонконг также не стал исключением и внес значительные корректировки в свое внутреннее законодательство — появился Foreign Sources Income Exemption (FSIE) regime. Данный режим был введен с 1 января 2023 года, а начал полноценно функционировать с января 2024 года.
Что изменилось после введения FSIE режима?
Для ответа на данный вопрос, первостепенно, нужно понять, что же такое Foreign Sources Income Exemption (FSIE) режим. Фактически, FSIE режим вносит корректировки в ранее упомянутый принцип территориального налогообложения гонконгских компаний. Если ранее доходы гонконгских компаний, полученные за рубежом, облагались по ставке корпоративного налога 0%, то, с введением данного режима, некоторые доходы, хоть и полученные из зарубежных источников, все равно будут считаться полученными на территории Гонконга, и будут облагаться по ставке 16,5% (8,5% для доходов до 250 000 USD). В группу таких доходов попали все основные пассивные доходы, а именно:
- Проценты;
- Дивиденды;
- Прибыль от продажи акций или долей участия в предприятии;
- Доходы от интеллектуальной собственности (ИС).
Такие изменения налогового режима могли бы значительно снизить популярность и востребованность Гонконга в вопросе привлечения иностранного бизнеса. Однако, FSIE режим содержит в себе механизм, который позволяет полностью исключить вышеуказанные виды дохода из категории доходов, полученных на территории Гонконга и вернуть выгодную ставку корпоративного налога в 0%.
Данный механизм устанавливает, что доходы компании от вышеуказанных источников могут считаться полученными за пределами Гонконга в случае, если такая компания соответствует требованиям достаточного экономического присутствия (Economic Substance Requirements).
Основные требования к достаточному экономическому присутствию, которые содержатся в законе:
- Компания должна нанимать достаточное количество сотрудников с необходимой квалификацией для осуществления своей операционной деятельности;
- Компания должна нести достаточный объем операционных расходов для осуществления своей деятельности;
Как видно из формулировок, условия достаточно общие, при этом, в законодательстве не закреплены точные и исчерпывающие требования, которые должны быть выполнены компанией, для исключения признания пассивных зарубежных доходов, доходами, полученными на территории Гонконга. Из этой ситуации и нашей практики взаимодействия с местными государственными органами, можно сделать вывод, что на первых этапах работы нового режима, каждая отдельная ситуация и компания будет рассматриваться индивидуально Hong Kong Inland Revenue Department (HKIRD).
Чем опасно соблюдения требований к достаточному экономическому присутствию?
Как ранее упоминалось — с точки зрения налогообложения, компании в Гонконге делятся на резидентные и нерезидентные.
- Нерезидентные компании не имеют тесной связи с территорией Гонконга и не получают доходов от источников в Гонконге, благодаря чему, их доходы облагаются корпоративным налогом по ставке 0%.
- Резидентные компании имеются связь с территорией Гонконга и могут получать доход от источников на территории Гонконга. Их доходы облагаются по ставке корпоративного налога 8,5% / 16,5%.
Для указанных выше категорий, связь с территорией Гонконга также определяется HKIRD. Соответственно, и принадлежность компании к конкретной группе также определяется HKIRD при проведении выборочных проверок. Такое деление компаний на группы, а также отсутствие конкретики в законодательстве о том, какие требования компания должна выполнить в рамках FSIE режима, порождает основную массу рисков для международного бизнеса.
Для примера, представим компанию, которая занимается торговлей товарами за пределами Гонконга, а также получает дивидендный доход от иностранной дочерней компании. Для такой компании, с учетом торговой деятельности, выгодно быть в статусе нерезидентной компании (не иметь никакой связи с территорией Гонконга). В этом случае, ее иностранных доход от торговли будет облагаться по ставке 0%. Однако, после введения FSIE режима, и, если компания не выполнит требований по достаточному экономическому присутствию в Гонконге, дивидендный доход компании будет попадать под категорию доходов, полученных на территории Гонконга. Это приведет к налогообложению такого дохода по ставке 8,5% / 16,5%.
Получается, что такой компании нужно выполнить требования в рамках достаточного экономического присутствия таким образом, чтоб за ней признали право применять исключение по FSIE режиму, но, все еще признавали ее нерезидентной из-за недостаточной связи с территорией Гонконга. Получается, все риски, связанные с попытками выполнить требования по достаточному экономическому присутствию заключаются в тонкой грани между нерезидентным статусом и требованиями к достаточному экономическому присутствию.
Делает ли FSIE режим Гонконг менее привлекательной юрисдикцией?
Ответ на данный вопрос требует индивидуального подхода и анализа деятельности конкретной компании. Если рассмотреть компанию из выше описанного примера — новый режим делает не выгодным для компании один из видов дохода, т.к. он будет облагаться достаточно высокой ставкой налога, но, все остальные плюсы Гонконга остаются неизменными. Получается, подобная ситуация может быть решена исключением одного из видов дохода для компании — это позволит либо использовать преимущества FSIE режима, либо преимущества нерезидентного статуса.
Поэтому, можно сказать, что структурирование международных корпоративных структур с использованием Гонконга стало сложнее и требует комплексной и детальной проработки. Но, если брать в расчет новые правила, Гонконг все еще остается одной из самых привлекательных юрисдикций для бизнеса.