ASTERUS 18 ноября 2024

Как выбрать надежного застройщика при покупке квартиры: ключевые критерии

Денис Бобков, руководитель управления аналитики и маркетинга ASTERUS о том, как покупателям жилья следует выбирать надежного застройщика

Денис Бобков
Руководитель управления маркетинга и аналитики ASTERUS

На рынке жилой недвижимости работает более 15 лет. В ряде известных компаний на ключевых позициях занимался разработкой концепций проектов, маркетингом, аналитикой и консалтингом.

При выборе квартиры большинство людей сначала обращают внимание на местоположение. Даже самый хороший застройщик не сможет привлечь покупателей, если его проект находится за пределами интересующей локации. Если в желаемом районе есть несколько жилых комплексов со схожими характеристиками, то надо выбирать, и тут надежность застройщика становится влиятельным фактором. Возникает вопрос, по каким критериям оценивать?

Во-первых, стоит изучить историю каждого из них, чтобы понять, как они справлялись с предыдущими проектами, были ли задержки в строительстве. Небольшие задержки — это нормально, но, если проект уже несколько раз переносился, это явно говорит не в пользу застройщика.

Также важно оценить финансовую надежность застройщика. Не все покупатели обладают экономическим образованием, чтобы провести глубокий анализ, однако по некоторым признакам можно сделать выводы: предлагает ли застройщик рассрочки и варианты без первого взноса, как он взаимодействует с ипотечными программами.

Например, если девелопер предоставляет возможность приобрести квартиру с первичным взносом всего 5% в начале строительства, незначительными промежуточными платежами и остальной выплатой в конце, это выглядит привлекательно для клиента. Однако такая схема может негативно сказаться на наполнении эскроу-счетов, от которых зависит стоимость кредита, предоставляемого банком для финансирования проекта. Это может привести к повышению кредитных ставок, и девелопер начнет экономить на чем-то другом, например, на качестве строительства или задерживать сроки сдачи объекта. 

Многие ассоциируют надежность с известностью бренда и количеством реализованных проектов — то есть, если компания «на слуху», то боятся нечего. Однако это не совсем так. Хотя в настоящее время подобные риски минимизированы, благодаря проектному финансированию, но они все же существуют. Поэтому я бы все-таки смотрел именно на то, как работает застройщик с конкретным проектом, а не на их количество в портфеле.

Ряд крупных столичных компаний диверсифицируют свой бизнес по разным регионам, это безусловно хорошо. С точки зрения жителей условного Омска или Перми к федеральным застройщикам доверия больше, они понимают, что это может быть действительно качественный московский продукт. Но является ли это залогом финансовой устойчивости девелопера, опять же не факт. Для покупателей в регионах аналогичный совет — смотреть на конкретные проекты и на условия их реализации, оценивать риски. В проектной декларации, которая является публичным документом, должна содержаться информация о сумме кредита и на какую сумму продано квартир и иных объектов. Сопоставив эти цифры, можно понять, все ли у застройщика идет по плану или не совсем.

Медийная активность и большое количество рекламы также не является маркером надежности, как многие думают, скорее это агрессивная стратегия завоевания рынка. Наша компания, например, не очень любит вкладываться в наружную рекламу, мы продвигаем свой жилой район ÁLIA через другие, на наш взгляд, более эффективные каналы. Проводим регулярные соцопросы целевой аудитории, из которых следует, что при принятии решения покупатели проверяют доступную информацию о застройщике, советуются с агентами по недвижимости, изучают отзывы. Это более надежные источники, чем билборды.