Как изменился рынок логистики за 30 лет: актуальные вызовы и перспективы
О развитии рынка логистики, вызовах перед отраслью и перспективах развития в ближайшие 10 лет в интервью гендиректора ООО «Байкал-Сервис ТК» Владимира Толкачева
Отвечает за производственную деятельность компании.
Последние два года выдались непростыми для логистической отрасли: в 2022 г. в одночасье перестали работать привычные маршруты доставки грузов, заморозились банковские транзакции, непредсказуемо менялись цены. Вместо Европы основным торговым партнером России стал Китай и другие азиатские страны. Впрочем, для транспортной компании «Байкал сервис» эти события не стали потрясением. Родом из Иркутска, она изначально строила бизнес, ориентируясь во многом на близкие ей регионы — Сибирь и Дальний Восток. Уходящий 2024 г. и свое 30-летие компания встретила с более чем 4000 сотрудников, 119 филиалами и с клиентами более 3,5 млн.
Вы начинали бизнес в 1990-х гг., что тогда представлял собой рынок логистических услуг?
Мы начинали бизнес с доставки груза по железной дороге в 1990-е гг., когда в результате резкого перехода к рыночной экономике в стране возник хаос. Наша точка отсчета — 22 декабря 1994 г., тогда с Курского вокзала в Иркутск мы отправили шесть заполненных грузом железнодорожных вагонов. В то время на рынке перевозчиков можно было запросто нарваться на жуликов: сдать груз, который никогда не дойдет до места назначения. Все, что требовали клиенты, — не потерять товар. Мы и не теряли. Наш бизнес развивался благодаря неформальному подходу, мы решали проблемы без лишней бюрократии. Так что сработало сарафанное радио, недостатка в клиентах у нас не было: они были заинтересованы в удобной и быстрой доставке грузов. Уже в первый год работы компания ежемесячно отправляла в восточном направлении до 60 вагонов и перетянула на себя 80% грузооборота на Иркутск. Мы развивали железнодорожные перевозки в другие восточные регионы — от Урала до Дальнего Востока. Конкурентов на этих направлениях у нас практически не было.
Динамика в первые десять лет была хорошая. С 1994 по 2004 гг. клиентская база выросла в 5000 раз ‒ с 50 до 250 000, объемы доставки грузов выросли в 150 раз до 12 000 т в месяц.
Многие ли компании, которые вместе с вами начинали свой путь в логистике, по-прежнему работают?
Тяжелые экономические условия и конкуренцию многие не выдержали. «Черный четверг» в августе 1998 г., когда в России был объявлен технический дефолт, привел к кризису для всей страны. Сотрудникам нашей компании в какой-то момент приходилось работать без зарплаты, за идею. В тот период в компании остались самые стойкие, верящие в успех дела, в их числе — и сегодняшние топ-менеджеры.
Постепенно ситуация в компании улучшилась. Во многом благодаря росту экономики. Начало века — время нефтяного подъема, экономической стабилизации, в том числе и для логистического рынка. В этот момент мы активно стали задействовать автотранспорт в доставке. В 2002 г. мы временно приостановили железнодорожные перевозки. За несколько недель мы наладили ежедневные автомобильные перевозки из Санкт-Петербурга в Москву и обратно. Вторым направлением после Петербурга стал Белгород, затем мы «поехали» на юг: в Воронеж, Краснодар, Ростов. И решили не останавливаться на достигнутом, поставив цель ‒ открыть филиалы во всех крупнейших городах европейской части страны. Это был амбициозный, можно сказать, авантюрный план, но он сработал.
Как дальше развивался бизнес?
В 2000-е гг. начинается упорядочивание бизнеса, появляются крупные транспортные компании ‒ это период становления рынка. Компания, как и рынок в целом, стала расти не только географически ‒ «в ширину», но и «в глубину», предлагая все больше услуг клиентам.
К 2010 г. на первый план в отрасли вышел уровень сервиса, который компания может показать, большую роль стали играть технологии. Многие из тех, кто начинал бизнес в 1990-е гг., оказались к такому не готовы и ушли с рынка, не выдержав конкуренции. Те же, кто остался на рынке, стали внедрять новые IT-решения и расширять спектр услуг. В 2011 г. мы ввели расписание движения транспорта, в котором указывали сроки прибытия грузов. Когда менеджеры компании обратились с этой идеей к партнерам-перевозчикам, они отнеслись к ней весьма скептично. Но быстро оценили преимущества. Сейчас скоростью доставки никого не удивишь, клиенты считают даже минуты, но тогда точное расписание прибытия груза было свежей идеей. В 2018 г. запустили для бизнеса новую комплексную услугу «Тариф.Посылка». Это доставка «от двери до двери». С 2019 г. мы расширили список городов, в которые доставляем товар на следующей день. Накануне пандемии коронавируса и локдауна запустили также авиаперевозки сборных грузов.
Насколько серьезный удар нанесла пандемия?
Это было испытание для всех транспортных компаний. Пандемия привела к замедлению или остановке ряда производств, падению спроса на некоторые группы товаров — торговля замерла. Это отразилось на объемах перевозок и привело к снижению доходов транспортных компаний. Многие работали практически по себестоимости, пытаясь заработать хоть что-то. Существуют разные оценки этих потерь. По данным Минтранса РФ, коммерческие перевозки грузов автомобильным транспортом за первое полугодие 2020 г. составили 95,2% от уровня 2019 г. Согласно отчету компании SBS Consulting, в 2010‒2019 гг. грузооборот автомобильным транспортом в России в среднем рос на 6% в год, а в 2020 г. из-за пандемии снизился на 1%, до 150 млрд тонно — км.
Что касается нас, то в первую неделю карантина в апреле 2020 г. грузооборот упал на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самый сильный спад (-80%) в апреле 2020 г. касался отправлений физлиц, но по отдельным сегментам перевозки выросли. Пандемия стала точкой отсчета к взрывному росту объемов товаров, реализуемых через маркетплейсы и онлайн-ритейлеров. Резко увеличился спрос на медицинские товары, средства защиты, товары повседневного спроса. Тогда мы сосредоточились на бесконтактной доставке, экспресс-выдаче грузов, увеличили сроки бесплатного хранения товаров на складах, активно развивали сотрудничество с маркетплейсами. Во втором полугодии мы зафиксировали рост к аналогичному показателю 2019 г.
Во время пандемии также «вдохнули новую жизнь» в «фултрак»-перевозки (от англ Full Track Load, то есть полная загрузка транспорта товаром одного клиента). Уже в 2021 г. мы обработали почти в три раза больше заявок на услугу FTL-перевозок, чем годом ранее.
А всего через год после окончания пандемии отрасль столкнулась с санкциями.
Санкции, конечно же, нанесли серьезный удар. Но суть его была иной: если в пандемию торговля замерла и, как следствие, было мало грузов., то в 2022 г. на рынке остро ощутился дефицит транспорта. Привычные маршруты стали недоступны, и логистическим компаниям пришлось перестраивать цепочки доставки грузов. В результате по некоторым направлениям рост тарифов у перевозчиков превысил в 2022 г. 15—20%. Но благодаря развитию импортозамещения и параллельному импорту у компаний появились новые маршруты: в страны СНГ, Юго-Восточную и Среднюю Азии. В итоге к концу 2022 г. ситуация стабилизировалась.
У вас также появились новые маршруты из-за санкций?
Для нас разворот на Восток оказался самым «легким» трендом. Мы уже работали в этом направлении до санкций и просто увеличили туда отправку грузов. За десять месяцев 2024 г. отправка грузов по этому направлению выросла на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. Одна из сложностей в походе на Восток ‒ то, что растущие объемы грузоперевозок в регион требуют дальнейшего увеличения пропускной способности и развития его транспортной инфраструктуры. По данным Дальневосточного таможенного управления ФТС, загруженность автомобильных пунктов пропуска в регионе с 2021 по 2024 г. выросла более чем в четыре раза. При этом с июня у компаний из Китая и России возникли значительные трудности с расчетами между собой. Прямые платежи практически не проходят: транзакции либо сильно задерживаются, либо замораживаются. Это влияет на поставки из Китая: стало сложно закупать товары, что существенно тормозит грузопоток по всем направлениям.
Роль Сибири для логистического рынка страны в последние годы выросла, увеличился спрос этого направления среди наших клиентов. За десять месяцев 2024 г. мы отправили в Сибирь в среднем на 15‒45% (в зависимости от города) больше грузов, чем за тот же период 2023 г. Грузооборот в регион в целом вырос примерно до 175 000 т.
Если говорить по зарубежным перевозкам, то «Байкал сервис» доставляет грузы в Белоруссию, Казахстан и Киргизию. Мы увеличили товарооборот с Белоруссией: в январе–октябре 2024 г. он вырос на 60% к аналогичному периоду 2023 г. — до 3500 т. Среди наших клиентов это одно из самых востребованных направлений. Мы ожидаем, что рост объемов перевозок по этому маршруту продолжится.
В числе своих клиентов вы называете маркетплейсы, переживающие в последние годы взрывной рост. Как развиваете это сотрудничество?
С маркетплейсами мы работаем еще с 2017 г., доставляя до их складов товары от представленных на площадках продавцов. Среди наших партнеров их более 25 000. Наше сотрудничество укрепилось в 2020 г. во время пандемии. Тогда компания удвоила объемы отправок грузов на склады маркетплейсов. Аналогичный результат удалось повторить в 2021 и в 2023 гг. Консолидация доставок позволила нам нарастить опыт и поэтапно снижать тарифы для наших клиентов.
За первые десять месяцев 2024 г. объемы перевозок для этой категории клиентов выросли почти на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но и это существенно ниже динамики первого квартала, на результаты повлияло введение платной приемки для продавцов «Вайлдберриз». Сейчас около 5% нашего бизнеса приходится на маркетплейсы.
Постепенно мы расширяем наш функционал при работе с ними. Если раньше задачей перевозчика было довезти товар от продавца до склада онлайн-площадки, то сегодня транспортные компании больше интегрированы в их логистические процессы. Мы, например, постоянно следим за изменениями в правилах приема маркетплейсов, предоставляем услуги по упаковке и информационному сопровождению заказов, решаем возникающие проблемы из-за ошибок поставщиков при укладке или маркировке товара, его переформировании. По необходимости обеспечиваем дополнительную упаковку, выбор подходящего транспорта и оперативное решение вопросов по доставке.– Как вы можете охарактеризовать текущую ситуацию на логистическом рынке?
Как вы можете охарактеризовать текущую ситуацию на логистическом рынке?
Несмотря на рост ВВП, в первом полугодии 2024 г. рынок логистики стагнировал. Сложилась совершенно уникальная ситуация, аналога которой я не помню: есть два взаимоисключающих фактора — рост объемов перевозок, с одной стороны, и физическая нехватка персонала, транспорта и складских помещений — с другой.
Дефицит тяжелых грузовиков временно сохранится. Те китайские грузовики, которые продаются в России, по нашим данным, выросли в цене как минимум на 50% с начала этого года. На стоимости техники негативно сказались изменение курса рубля по отношению к юаню, а также повышение ставки утилизационного сбора.
Что касается магистральных тягачей отечественного производства, то рост их стоимости составил порядка 15% с начала этого года. Подорожали грузовики и прицепы, а также запчасти и расходные материалы к ним. Автопарк нашей компании в основном состоит из грузовиков отечественного производства. В 2023 г. мы расширили его, приобретя новые грузовики «Газель NEXT», «Газон NEXT» и МАЗ. С их обслуживанием нет проблем. Но расходы на него за последние 1,5 года выросли на 30% из-за инфляции и падения курса рубля. По нашим прогнозам, стоимость тягачей продолжит расти как минимум в рамках текущей инфляции. Обновление автопарка компании в этом и следующем году планируется только в рамках поддержания безусловной работоспособности и замены выработавшей свой ресурс техники.
Еще один барьер для отрасли — это ситуация на рынке складской недвижимости. Еще недавний дефицит складов, связанный во многом с ростом сегмента e-commerce и необходимостью создания запасов из-за санкций, привел к резкому скачку цен, арендаторы перестали выдерживать текущие условия. Если есть возможность, мы обязательно улучшаем текущие складские условия, переезжаем.
Вы упомянули нехватку персонала в отрасли. Насколько это серьезная проблема?
По всей стране в логистике кадровый дефицит. Остро ощущается недостаток водителей большегрузного транспорта, не хватает складского персонала всех уровней, прежде всего линейного — водителей-погрузчиков, приемосдатчиков, грузчиков и т. д.
Наложились другие причины: демографический кризис 1990-х гг., непрестижность рабочих профессий, отсутствие единой системы подготовки кадров. К этому еще можно добавить часто непростые условия труда и ненормированный график.
В результате сроки закрытия вакансий по складскому линейному персоналу в нашей компании по России за десять месяцев 2024 г. выросли на 30‒40%, в Москве в среднем этот показатель увеличился с пяти до 10 рабочих дней. За последние полтора года на 30‒40% выросли зарплатные ожидания кандидатов.
В этой ситуации фокус в работе с персоналом закономерно сместился с привлечения сотрудников на их удержание. Мы наряду с комфортными условиями работы предоставляем работникам возможности карьерного роста как вертикального, так и горизонтального. Сотрудники имеют возможность выстраивать свои карьерные траектории в рамках компании по всей стране.
На ваш взгляд, как изменится рынок логистики через 5–10 лет?
Будущее логистики напрямую зависит от развития новых технологий. Цифровизация уже сильно повлияла на деятельность транспортных компаний. Она пронизывает все процессы — от контроля за транспортом и технологий обработки грузов до взаимодействия с клиентами. Иначе сейчас сложно конкурировать.
В ближайшие годы цифровые решения будут еще больше проникать во все направления развития отрасли. Уже сегодня беспилотные грузовики ограниченно используются на закрытых территориях заводов и предприятий, а также на определенных маршрутах. Возможно, их широкомасштабное применение начнется лет через 10–15.
А если заглянуть еще дальше: лет через 20 что будет с логистическим рынком?
Роботизация, использование технологий искусственного интеллекта, дронов, машин с автономным управлением, повышенное внимание к ответственности за экологию — все это будет влиять на отрасль. Любая оптимизация будет основана на цифровых инструментах и аналитике данных. Это, в свою очередь, потребует повышение квалификации сотрудников.
Но как бы технологии ни влияли на нашу компанию, ее ядром всегда останутся люди: и наши клиенты, и наши сотрудники. Люди дали возможность компании развиваться 30 лет и будут играть решающую роль в ее будущем. Если подвести некоторые итоги нашей деятельности, то мы постепенно перешли от «общего к частному»: от массовых скидок для клиентов к более внимательному отношению к запросам каждого заказчика. Для нас во все времена в приоритете было качество предоставляемых нами услуг. Многие наши сотрудники стали руководителями, начиная с истоков. Таким коллективом профессионалов мало кто может похвастаться.