«Чтобы помочь глухим людям, нужно создать среду для развития»
Директор по развитию фонда рассказала о том, какие формы благотворительности сегодня могут быть интересны бизнесу, и почему важно формировать среду для глухих
Занимается реализацией совместных благотворительных и социальных проектов бизнеса и фонда «Поможем все вместе», которые создают больше возможностей для получения образования и построения карьеры для глухих людей.
- В чем заключаются основные направления и принципы деятельности фонда? В чем его отличия от других благотворительных организаций?
- Основное направление деятельности фонда — это перевод обучающих курсов на жестовый язык и популяризация культуры глухих, интеграция ее в жизнь слышащих людей. Недостаток возможностей для получения образования сегодня является серьезным препятствием для самореализации глухих и слабослышащих людей.
В данный момент мы сотрудничаем с онлайн-платформой образовательного контента Surdoclass. И благодаря нашей совместной работе уже переведено и опубликовано более 30 уроков от различных авторов. Также можно упомянуть наши специальные проекты – например, весной 2023 года мы подготовили перевод на жестовый язык советского художественного фильма «Золушка». Его посмотрели уже 139 тысяч человек. Что само по себе свидетельствует об огромном интересе к такого рода контенту, его важности и необходимости для большого количества людей.
Есть и офлайн-активности – мы провели в краснодарском интернате для глухих детей образовательное мероприятие, где в развлекательной форме демонстрировали эксперименты с жидким азотом.
Сейчас у нас в работе спецпроекты «Сказки, доступные всем» и «Инклюзивные стримы», готовится к запуску проект «Новогодняя елка для глухих детей» на площадке для сбора средств Boomstarter.
Наше отличие от других благотворительных фондов заключается в том, что мы не занимаемся адресной помощью, а помогаем менять к лучшему среду, окружающую глухих и слабослышащих людей. Они должны иметь все условия для образования и самореализации.
Мы только в начале своего пути, поэтому максимально открыты к партнерству с компаниями, которым близок наш подход. В данный момент в разработке находятся несколько проектов, в рамках которых бренды спонсируют запись обучающих курсов. Например, с сервисом Callibri, который создает инструментарий для аналитики эффективности рекламных каналов, мы записываем обучающий курс о том, как настраивать аналитику. Ряд других брендов помогают нам записать курсы по ПДД, современному искусству и литературе.
«На одного переводчика – 100 тысяч глухих»
- С какими именно проблемами сегодня сталкиваются глухие и слабослышащие люди в России? Какую поддержку им оказывает фонд – в каких форматах?
- Одна из ключевых проблем – недостаток переводчиков жестового языка. На одного такого специалиста в России сегодня приходится 100 тыс. глухих. Как итог – люди нередко не могут получить образование и часто испытывают сложности в решении бытовых проблем.
Также можно отметить отсутствие адаптированного контента на жестовом языке и субтитров. Более того – субтитров зачастую недостаточно для того, чтобы глухие или слабослышащие люди могли освоить визуальный контент. Важно понимать, что русский язык для них – второй. А первый и главный – жестовый. Что вызывает сложности в восприятии информации.
Совместно с проектом Surdoclass мы работаем над открытием школы жестового языка, которая станет стартовой площадкой для будущих переводчиков, поможет представителям сферы услуг, преподавателям в школах и воспитателям в детских садах на базовом уровне освоить язык жестов. Начнем с реализации совместных программ с социально ответственными брендами и в будущем сможем масштабировать это на более широкую аудиторию.
Основное направление деятельности фонда – перевод курсов. И работа нашей команды заключается в привлечении спонсоров и организации профессионального перевода. С проблемами аудизма мы боремся с помощью просветительской деятельности: готовим статьи, проводим акции, мероприятия. Разработан вебинар о том, как благотворительная деятельность влияет на показатели бизнеса.
Для масштабирования мы создали сообщество Surdo Club, которое объединяет представителей бизнеса, участвующих в нашей деятельности и разделяющих наши ценности. Участники клуба поддерживают фонд финансово, интегрируются в спецпроекты, предоставляют вакансии для глухих, проводят обучение. Предусмотрена система внутренней лояльности. Например, участники клуба получают промокоды от партнеров. Создан чат в Telegram — для того, чтобы быть в курсе благотворительной деятельности, обмениваться опытом, первыми узнавать о новых проектах.
- Какие темы и виды контента создает ваша организация? Как вы определяете, что нужно именно это?
- У нас уже сформирован пул запросов от аудитории. На площадках Surdoclass регулярно проводятся опросы, мы получаем обратную связь по электронной почте и в комментариях. Например, у нас в разработке курс по ПДД, он очень объемный и нужно провести большую работу по привлечению спонсорских средств, а потом перевести видеоролики. Кроме того, мы анализируем поисковые запросы, смотрим что из наших уроков в большей степени востребовано у аудитории.
Важным направлением является развитие специализированных курсов, которые подготовят людей к трудоустройству в конкретной компании. Оно становится особенно актуальным с учетом кадрового дефицита, который наблюдается в последние годы. Мы ведем переговоры с компаниями, которые готовы принимать на работу глухих людей и совместно разрабатываем обучающий курс.
«Чистой благотворительностью сложно заинтересовать бизнес»
- Как появляются идеи спецпроектов фонда? Из чего вы исходите, когда их создаете? Какие требования предъявляете к получившемуся результату?
- Идеи спецпроектов рождаются в диалоге с нашими волонтерами, командой проекта и спонсорами. Чтобы эти концепции были жизнеспособными, необходимо совмещать коммерческие интересы брендов с социальным эффектом. Благотворительность в чистом виде тоже существует, но зачастую ею, к сожалению, сложнее заинтересовать бизнес.
- Каковы самые яркие проекты фонда? Как они создавались?
- Один из самых ярких проектов фонда — социальная акция «Я горжусь быть собой», которая объединила десятки глухих людей, мотивировала их выйти из зоны комфорта и сказать на камеру, как они собой гордятся. Получился очень вдохновляющий социальный ролик. А вдохновлять не менее важно, чем обучать.
Думаю, очень интересным станет проект «Сказки, доступные всем», в рамках которого представители брендов будут читать сказки своим детям с переводом на жестовый язык. В этой акции важен личный вклад каждого участника.
В данный момент запускается наш экспериментальный проект «Инклюзивные стримы», в котором мы будем синхронно переводить трансляции популярных стримеров. Таким образом мы надеемся привлечь пожертвования и главное — внимание к проблемам глухих у современной аудитории, которая воспитана в мире диджитала и не представляет свою жизнь без доступа к привычному контенту.
- Какие варианты сотрудничества и партнерства сегодня рассматривает фонд? В каких направлениях ему особенно нужна поддержка и какие возможны форматы?
- Мы рады любой помощи: вакансиям, экспертам и контенту, но больше всего фонд нуждается в финансовых средствах для дальнейшего масштабирования. Существует вариант спонсорства на общие цели фонда, при котором любое физическое лицо может направить сумму в поддержку – разово или в виде подписки. Для юридических лиц существует спонсорский договор.
Еще один возможный вариант помощи – покупка мерча. В сентябре у нас открываются продажи толстовок и футболок с айдентикой фонда в поддержку проекта. Также партнер может принять участие в записи обучающего курса или провести обучение своего персонала основам инклюзивности и жестовому языку.
Вариантов достаточно много, и мы со своей стороны всегда готовы разработать интересный проект, который принесет пользу глухим и слабослышащим людям, а также сформирует более лояльное к ним отношение в нашем обществе.