«Трион» 17 октября 2024

Как увеличить конверсию в ритейле с помощью света

Эксперт Татьяна Тришина описывает, как можно привлечь внимание покупателя к своему магазину при помощи правильного освещения

Татьяна Тришина
Управляющий партнер компании «Трион»

Автор статей и публикаций об освещении торговых пространств, экспозиционном освещении и агрофотонике, биодинамическом освещении, а также о применении технологий ИИ и цифровизации в светотехнике

Сегодня сфера ретейла является одной из самых интересных, трендовых ниш для светотехнических проектов. Проблема привлечения и удержания клиента — первостепенная в мерчандайзинге, для ее решения все чаще обращаются к освещению. Активное вовлечение света в реализацию проектов ретейла привело к выявлению еще более важного аспекта: как продемонстрировать товар клиенту в том виде, в каком он существует в действительности? И как сделать это без серьезных затрат. Мировая экономическая обстановка значительно способствует тому, что российские мерчандайзеры перестали отдавать предпочтение исключительно европейским производителям светотехники и сейчас полностью открыты для активного сотрудничества с отечественным рынком.

При создании светотехнического проекта на территории любой торговой площадки нужно учитывать два ключевых момента — правильный свет и правильное светораспределение. Говоря о правильном свете, мы подразумеваем соблюдение баланса общего и акцентного освещения, понимание принципа работы акцентного освещения с учетом способности поверхностей переотражать свет и умеренность. В случае применения специальных спектров — «больше» не всегда означает «лучше». Специальный спектр отличается от классического белого освещения, характеризующегося индексом цветопередачи и цветовой температурой. Излучаемый специальным спектром свет воспринимается человеческим глазом условно как белый, но модифицирован таким образом, чтобы выделить и подчеркнуть основные преимущества того или иного продукта.

Специальные спектры в разрезе современных технологий — технология Fresh Focus

Один из мировых производителей сконструировал специальную серию светодиодов Stylist, нацеленную на удовлетворение потребностей ретейла. Имея в своем арсенале широкий спектр уникальных технологий, производитель предложил гибкие решения для всех типов продуктов питания: мяса, рыбы, свежих фруктов и овощей, а также выпечки и мучных изделий. За счет повышенной области красного и слегка приглушенной синей доминанты, спектр обеспечивает продукту контрастность, сочность и насыщенность, сохраняя при этом естественный вид (см. рис. 1). 

Как увеличить конверсию в ритейле с помощью света

Рисунок 1. 

Для более сложной задачи создан спектр с менее акцентированной красной областью и добавленным пиком в области желто-зеленого. Такое решение позволяет осуществлять потрясающую досветку красного мяса с белыми прожилками. Красное остается красным, а белые прожилки не уходят в желтизну. Мясо выглядит контрастным и очень аппетитным (см. рис. 2).

Как увеличить конверсию в ритейле с помощью света

Рисунок 2. 

В отличие от предыдущих решений здесь область красного не используется вообще. Зато синяя доминанта максимально преобладает. Это обеспечивает холодный белый свет, создающий эффект серебристости, блеска и искристости. Такое решение идеально подходит не только для досвечивания рыбы, но и ювелирных изделий (см. рис. 3). 

Как увеличить конверсию в ритейле с помощью света

Рисунок 3. 

В следующем решении (см. рис. 4) непрерывный спектр обеспечивает возможность сделать цвета естественными, добавляя контрастности и насыщенности. 

Как увеличить конверсию в ритейле с помощью света

Рисунок 4. 

Секрет этого спектра (см. рис. 5) прост. Приглушенная область синего компенсируется яркой доминантой в области оранжевого, в результате чего освещение создает эффект золотистого, хрустящего и румяного.

Как увеличить конверсию в ритейле с помощью света

Рисунок 5. 

О комплектующих

Говоря о ретейле, нужно отметить, что при рассмотрении повседневных торговых площадок в рамках российского мерчандайзинга специальное освещение пока больше востребовано в сегменте food. Но, как и на чем его реализовывать? Несмотря на то, что акцентное освещение продуктов питания нужнее, первоначальное внедрение его началось с сегмента fashion retail. Принимая во внимание необходимость постоянной смены торговой экспозиции и перестройку сцены освещения, в магазинах одежды чаще используют трековые светильники с CoB. По примеру своих коллег мерчандайзеры сферы food внедряют аналогичные конструкции, не подозревая о появлении более дешевых и удобных альтернатив трековым системам. Трековые системы освещения, как правило, работают на базе LED формата CoB. Такое решение гарантирует удобство монтажа и неплохую совместимость с привычными всем рефлекторами. На сегодня рынок CoB со специальными спектрами для освещения продуктов питания довольно обширен. Спектр излучения светодиода определяется составом люминофора, нанесенного на синий кристалл. Некоторые известные производители делали попытки использовать подобные люминофоры и для изготовления полуваттных светодиодов в пластиковых корпусах, но по разным причинам им не удалось вывести такие светодиоды на рынок.

Один из мировых производителей разработал светодиоды с учетом эффекта квантовых точек, которые успешно завоевывают рынок продуктового ретейла, предоставив производителям светильников не только заурядный CoB, но и неожиданное решение в формате 2835. Специальные спектры реализованные в формате 2835, сохраняют все преимущества по качеству и надежности, отличаются широким диапазоном рабочих температур, большим углом рассеивания и высокой стойкостью к механическим воздействиям и вибрации.

Формат 2835 позволяет отказаться от громоздких и вписывающихся далеко не в каждый интерьер систем трекового освещения и заменить их аккуратными, тонкими и элегантными линейными светильниками. Для получения наиболее качественного и комфортного освещения подобные светотехнические решения рекомендуется использовать совместно с линейной вторичной оптикой. В данном случае применение линейной вторичной оптики — это не роскошь, а необходимость! Как уже было сказано, поверхности склонны переотражать свет. Таким образом, при оформлении витрины важно учитывать и стараться минимизировать количество и размер световых пятен, отражающихся не только от стекла, но и от упаковки товаров, ценников и других примыкающих объектов. Чем больше размер светового отверстия светильника, тем большую часть витрины такие отражения могут «перекрыть». И наоборот, чем меньше размер — тем сильнее отраженные «зайчики» бьют по глазам покупателей. Таким образом, линейные светильники с достаточно длинным и узким световым отверстием практически не вызовут дискомфорт (см. рис. 6). 

Как увеличить конверсию в ритейле с помощью света

Рисунок 6. 

А при условии использования защитных экранов он и вовсе будет сведен на нет. Трековые системы с акцентным освещением обладают одним неоспоримым преимуществом — их можно прицельно направить на товары, подчеркнуть светом только то, что необходимо. У стационарных светильников обычно отсутствует опция поворота, тогда важно иметь возможность управлять светом с помощью оптики. Одна из компаний разработала и успешно производит сразу несколько семейств линейной оптики с нужными светотехническими характеристиками, самыми интересными из которых является линейная мультилинза на 24 светодиода, габаритами 19×282,6 мм (см. рис. 7), оптимизированная по слепящему действию в продольной плоскости и по равномерности цвета внутри светового пучка. Применима для освещения объектов, где есть жесткие требования по UGR и равномерности света и цвета.

Как увеличить конверсию в ритейле с помощью света

Рисунок 7. 

Такая оптика мягко рассеивает свет, подобно матовому плафону, и в то же время направляет свет в нужную сторону (см. рис. 8). 

Как увеличить конверсию в ритейле с помощью света

Рисунок 8. 

Это семейство линз имеет большую светоизлучающую поверхность размерами 285×40 мм, что позволяет существенно снизить габаритную яркость и приблизить ее к уровню яркости, которую создают привычные люминесцентные светильники. Линзы имеют оригинальную оптическую структуру и формируют необходимый набор световых диаграмм (см. рис. 9). 

Как увеличить конверсию в ритейле с помощью света

Рисунок 9. 

Описываемая оптика работает со светодиодными платами, на которых полуваттные светодиоды распаяны в одну линию по центру. Линзы эффективно и экономически выгодно решают задачу создания светильников с большой светоизлучающей поверхностью и направленной световой диаграммой. Они оптимальны для создания торговых и складских светильников, освещающих полки, стеллажи и проходы между ними. Эти линейные линзы совместимы со стандартными светодиодными модулями 280×24 мм. Для наглядности мы подготовили возможные варианты освещения такими решениями. Основная цель — сделать товары на полках более заметными. В первом случае использованы линзы с диаграммами типа Z2T25 (оптимальный выбор для освещения (см. рис. 10) стеллажей, расположенных по обеим сторонам прохода), а также ZT25 (для стеллажей, установленных у стены) (см. рис. 11). На рисунке 12 показаны два варианта освещения витрин. 

Как увеличить конверсию в ритейле с помощью света

Рисунок 10. 

Как увеличить конверсию в ритейле с помощью света

Рисунок 11. 

Первый с использованием ZT25, установленной над витриной. Второй с Z90, установленной внутри витрины. Оба варианта оптимальны для применения и отлично дополняют друг друга в составе единого решения.

Как увеличить конверсию в ритейле с помощью света

Рисунок 12. 

Миром правят идеи. Идеи бывают хорошие и плохие. Мы постарались подробно рассказать о том, что хорошее не всегда дорого и обязательно имеет оптимальный и качественный аналог. Выигрывает тот, кто успел занять нишу на рынке раньше конкурентов. Теперь у вас есть все, чтобы стать первым!