Какие направления маркетинга будут востребованы в 2026 году
Правда ли, что ИИ заменит маркетологов? Это не произойдет, новые направления маркетинга постоянно появляются и человек обучается быстрее
Аудит и сопровождение компаний по укреплению репутации бренда. Личный маркетинг основателей бизнеса. Автор деловых игр в маркетинге
В современном маркетинге происходят большие изменения. Меняются требования бизнеса и алгоритмы поисковых систем, уходят привычные возможности, создаются новые, неизученные каналы привлечения внимания людей. Чаще стала слышать среди маркетологов ностальгию по Котлеру. Классика не стареет, но и как раньше уже не будет.
Появляются новые масштабные направления с использованием AL-помощников, нейросетей, цифровых сервисов мониторинга и аналитики. Происходит слияние бизнес-процессов и их автоматизации с маркетингом. И сам маркетинг становится одним из бизнес-процессов, связанным с основными процессами бизнеса.
С другой стороны, четко просматривается потребность в специалистах социального маркетинга, маркетинга коммуникаций между людьми. Этому способствуют изменения в законодательстве, рост стоимости рекламы и много других факторов.
Где же приложить маркетологу свои знания и опыт?
Партнерский маркетинг
Под партнерским маркетингом обычно понимается поиск партнеров, которые порекомендуют товар или услугу своим покупателям.
Это могут быть:
- косвенные конкуренты, например, продажа спортивного питания в фитнес-центре;
- блогеры и амбассадоры бренда, запускающие продажи по «сарафану»;
- постоянные покупатели, для которых создаются программы лояльности.
Что изменилось сейчас. Партнерами становятся обычные люди, которые рекомендуют услуги или товары своим знакомым и получают вознаграждение в процентах от суммы продаж. Потребность в таких партнерах растет каждый день. На место случайных продаж будут приходить системные продажи с обучением партнеров и повышением их заинтересованности.
Уже появились агентства, продающие услуги партнерского маркетинга. Компаниям, сделавшим партнерские продажи приоритетными, пора искать новые методы взаимодействия и заинтересованности партнеров.
Маркетинг сообществ
Потребность в тематическом общении, в объединении с другими людьми одна из базовых для современного человека. Есть спрос — рождается предложение. Создаются новые сообщества, бизнес-клубы, ассоциации. Им требуются маркетологи, понимающие не только цели и задачи таких объединений, но и финансовые модели. Умеющие находить каналы продвижения и привлечения новых участников.
Важную роль играет репутация сообщества и его лидера, правильный баланс между открытостью, публичностью и соблюдением установленных правил для вступления. Задача маркетолога сделать понятным и привлекательным обоснование стоимости участия в сообществе.
Маркетинг выступлений и комуникаций
Выступление на сцене бизнес-конференции, статья в журнале или посещение нетворкинга без общей стратегии личного маркетинга или стратегии укрепления бренда компании не принесут быстрого результата. Об этом мало говорят эксперты PR, в маркетинге не говорят совсем.
Как и любая стратегия, стратегия спикера начинается с анализа текущей ситуации его бизнеса и личного бренда, определения целей и задач и проверки гипотез. Затем идет несколько этапов подготовки выступления, включая план взаимодействия с теми слушателями, которые захотят продолжить общение.
Считаю ошибочной позицию спикера, который переложил ответственность за подготовку выступления на команду. Часто вижу ошибки в презентации, которые сводят к нулю доверие к словам спикера. В обычном тексте можно простить ошибку. Презентацию зрители читают внимательно, особенно когда спикер ставит целью вызвать личное доверие у слушателей.
Цепочка потери доверия:
- на слайде фамилия спикера написана с ошибкой,
- презентацию делала неквалифицированная команда,
- у спикера проблемы в бизнесе, он не может нанять дорогих дизайнеров,
- можно ли доверять успехам и кейсам, о которых он рассказывает.
Маркетинг выставок
Участие в выставках отличный повод заявить о себе новым клиентам, зарекомендовать себя в профессиональном сообществе и посмотреть на конкурентов.
По моим личным наблюдениям, тематика выставок становится разнообразнее, организаторы фестивалей, конференций делают выставки частью программы. С другой стороны, выставочные площади уменьшаются, места под стенды пустуют на многих регулярных выставках. Когда нет взаимодействия продаж, маркетинга и PR, по работе стенда это сразу заметно. Результат не устраивает и на следующую выставку компания не приходит.
Перечислила несколько направлений, на самом деле их значительно больше.
Почему таких маркетологов сейчас нет? Потому что у бизнеса нет конкретного запроса. Есть желание найти маркетолога, который умеет все делать и, желательно, сделает сам. Или который укладывается в понимание маркетинга самого предпринимателя.
Кто первым поймет, что маркетинг сейчас нужен там, где раньше об этом не думали, тот будет впереди рынка.
А как же нейросети, спросите вы. Разве они не заменят маркетологов?
Нейросети и искусственный интеллект уже начали работать друг для друга. В интернет-маркетинге все процессы ускорились, сайты оптимизируются, тексты заменяются на изображения и видео. А оценивает и продвигает их тоже искусственный интеллект. Маркетологу в этой системе найти себе место можно, если смотреть в будущее и постоянно учиться новому.
Искусственный интеллект не заменит маркетинг, он не позволит работать по старинке, со старым багажом знаний. Новые направления в маркетинге создаются постоянно. Их можно предугадать, заранее увидеть и развивать, использую накопленный опыт и аналитику.