МАСО 31 января 2025

Как помогает профессиональное обучение в условиях нехватки кадров

Дефицит кадров стал одной из главных проблем, сдерживающих развитие экономики в России

Ирина Калюшик
Директор АНО ДПО «МАСО»

Учредитель и генеральный директор МАСО, эксперт в сфере дополнительного профессионального образования с опытом более 20 лет

По данным Ведомостей, около 35% российских работодателей испытывают трудности с поиском квалифицированных сотрудников. Этот показатель особенно высок в таких секторах, как промышленность, строительство, медицина, образование и IT. В условиях ускоренной цифровизации и демографических изменений ключевую роль в решении этой проблемы играет профессиональное обучение, которое становится основным инструментом формирования кадрового резерва.

Масштаб проблемы

На российском рынке труда выделяют несколько направлений, в которых ощущается нехватка специалистов:

  1. Рабочие специальности. Сварщики, токари, машинисты и другие квалифицированные рабочие остаются наиболее востребованными, особенно в регионах с развивающейся промышленностью.
  2. Медицина и образование. Врачи и учителя неравномерно распределены по стране, в отдаленных регионах их катастрофически не хватает.
  3. IT-сфера. Российской экономике ежегодно требуется не менее 200 тысяч новых IT-специалистов.
  4. Строительство и транспорт. Бригады строителей, инженеры, логисты и водители остаются одними из самых дефицитных профессий.

Проблема кадрового дефицита вызвана следующими факторами:

  • Быстрое устаревание знаний на фоне технологических изменений.
  • Отсутствие мотивации к переезду в регионы.
  • Недостаточное внимание к практическим навыкам в системе образования.
  • Низкая популярность рабочих профессий среди молодежи.
  • Демографический спад 1990-х годов, сокративший поколение потенциальных работников.

Система профессионального обучения как решение

1. Гибкость образовательных программ

Одной из главных задач профессионального обучения является создание образовательных программ, которые могут быстро адаптироваться под текущие и будущие запросы рынка труда. Это достигается через:

  • Постоянное обновление учебных планов.
  • Включение в программы обучения новых технологий и практических навыков.
  • Развитие системы модульного обучения, где каждая образовательная единица отвечает за освоение конкретного навыка.

2. Роль цифровых технологий в обучении

Технологии играют важную роль в изменении формата профессионального обучения. Примеры успешного применения:

  • Онлайн-курсы. Платформы, вроде Международной академии современного образования, позволяют получать востребованные навыки из любой точки мира.
  • VR и AR технологии. Виртуальные симуляторы дают возможность отрабатывать практические навыки в безопасной среде. Например, медицинские симуляторы обучают врачей проводить сложные операции.
  • Автоматизированные системы оценки. Искусственный интеллект помогает оценивать успеваемость студентов и адаптировать процесс обучения под их потребности.

3. Дуальная система обучения

Эта модель, объединяющая теорию и практику, давно доказала свою эффективность. В России ее развитие идет через интеграцию образовательных учреждений с предприятиями. Например:

  • Учебные заведения разрабатывают программы совместно с работодателями.
  • Студенты проводят до 50% времени на реальных рабочих местах, получая опыт.

4. Переподготовка и повышение квалификации

Профессиональное обучение должно быть доступно не только молодежи, но и взрослым, чьи знания требуют обновления. Программы повышения квалификации включают:

  • Обучение новым технологиям.
  • Переквалификацию для смены профессии.
  • Поддержку сотрудников, которые возвращаются на рынок труда после долгого перерыва.

Роль государства

Государство является ключевым участником в решении проблемы нехватки кадров. Его задачи включают:

  1. Субсидирование образовательных программ. Например, проект «Цифровые профессии» покрывает половину стоимости обучения на IT-курсах.
  2. Создание сети центров профессионального обучения. Эти центры позволяют обучаться вблизи места жительства, что особенно важно для жителей регионов.
  3. Разработка прогнозов кадровой потребности. Государственные органы анализируют рынок труда и формируют заказ на подготовку специалистов.
  4. Стимулирование работодателей. Компании, создающие учебные программы или проводящие стажировки, получают налоговые льготы.

Роль бизнеса

Крупные компании активно участвуют в решении проблемы кадрового дефицита:

  • Стажировки и программы наставничества. Молодежь получает возможность обучаться у опытных сотрудников.
  • Сотрудничество с вузами и колледжами. Совместные образовательные программы обеспечивают подготовку специалистов с нужными компетенциями.

Перспективы профессионального обучения

Для решения проблемы дефицита кадров в долгосрочной перспективе важно:

  1. Развитие международного сотрудничества: привлечение зарубежных экспертов и участие российских студентов в международных программах.
  2. Создание индивидуальных траекторий обучения, учитывающих потребности конкретного студента.
  3. Популяризация рабочих и инженерных профессий через профориентацию школьников.

Дефицит кадров — это вызов, который можно преодолеть только через комплексный подход. Государство, образовательные учреждения и бизнес должны действовать совместно, чтобы создать эффективную систему профессионального обучения. Гибкие образовательные программы, использование современных технологий и активное участие работодателей помогут сформировать поколение специалистов, способных отвечать на вызовы современного рынка труда.