Рынок автоперевозок: значимые тренды и уникальные вызовы отрасли
На российском рынке автоперевозок сейчас сложилась беспрецедентная ситуация
Отвечает за производственную деятельность компании.
С одной стороны, спрос на услуги транспортных компаний растет, с другой — есть факторы, которые существенно сдерживают развитие отрасли. Об актуальных трендах и цикличности развития рынка мы поговорили с генеральным директором компании «Байкал Сервис» Владимиром Толкачевым. В 2024 году компания отметит 30-летний юбилей .
Как вы оцениваете в целом ситуацию на рынке автоперевозок в России на сегодня? Учитывая весь 30-летний опыт работы компании, можно ли сказать, что это новые вызовы для отрасли?
Свой путь компания «Байкал Сервис» начала в непростые 90-е, когда в результате резкого перехода к рыночной экономике в стране возникли хаос и нестабильность, затронувшие все без исключения отрасли экономики.
Лишь в 2000-е начинается упорядочивание бизнеса, появляются крупные транспортные компании. Рынок транспортных услуг начинает расти как географически («в ширину»), так и в плане ассортимента предоставляемых услуг и клиентских сервисов («в глубину»). Растет уровень цифровизации грузоперевозок, активно развивается электронная коммерция, что оказывает огромное влияние на работу и развитие транспортных компаний.
В последние два года положительная тенденция сохраняется, но развитие немного замедлилось, поскольку тому есть вполне объективные причины. Это недостаток кадров, а также определенных видов подвижного состава, инфляционная составляющая и растущие цены. Грузоперевозчики сейчас больше обращены «внутрь» своих бизнес-процессов, стараясь оптимизировать затраты для снижения себестоимости транспортных услуг.
Безусловно, в логистической отрасли были и остаются вызовы цикличного характера. Они в большинстве случаев являются следствием экономических кризисов, дефолтов и другого рода потрясений. Большая часть наших клиентов (около 60%) — производители товаров народного потребления, другая часть — это представители малого бизнеса. И те, и другие в своей работе очень зависят от покупательского спроса.
Однако на сегодняшний день сложилась совершенно уникальная ситуация, которой я не припомню никогда: в наличии два взаимоисключающих фактора — рост объемов с одной стороны и физическая нехватка персонала и подвижного состава — с другой. И это серьезная проблема, поскольку у нас очень много работы связано с линейным персоналом: приемосдатчиками, грузчиками и т. д, что делает нас достаточно уязвимыми.
Каковы сегодня, на ваш взгляд, основные драйверы развития отрасли грузоперевозок в нашей стране?
Главный драйвер — это растущий объем внутренних перевозок по территории России, которые переориентировались в сторону дружественных нам стран, т.е., на южное и восточное направления. Основными направлениями здесь являются Турция, Иран, Индия и Китай. Вторым основным драйвером отрасли я бы назвал развитие отечественной промышленности.
У себя мы также отмечаем положительную динамику и увеличение спроса на внутренние грузоперевозки. Следуя актуальным трендам, мы усилили свое присутствие на Дальнем Востоке.
По сравнению с 2022 годом объемы перевозок сборных грузов в 2023 году увеличились на 15 %, а с начала 2024 года (I квартал) на 7%.
Еженедельно «Байкал Сервис» доставляет сборные грузы в Белоруссию, Казахстан и Кыргызстан. Объемы отправок, например, в Белоруссию по итогу 2023 года по сравнению с 2022 годом увеличились почти в пять раз, в первом квартале этого года более чем в два раза.
Как сильно изменились за последние годы услуги по доставке грузов для маркетплейсов? Каковы последние тренды в этом виде грузоперевозок?
С маркетплейсами «Байкал Сервис» работает с 2017 года, и сегодня нам доверяют уже более 25000 поставщиков. За эти годы этот сегмент претерпел серьезные изменения. Если раньше задачей перевозчика было довезти товар до слада онлайн-площадки, то сегодня транспортные компании все больше и больше интегрируются в логистические процессы маркетплейса. Это уже не просто доставка товаров из одной точки в другую, а целый комплекс услуг, позволяющий не только в целости и сохранности доставить груз на склад маркетплейса, но и без проблем осуществить его возврат. Причем ассортимент продукции очень широкий: одежда, текстиль, аксессуары для электроники, автозапчасти, спортивное питание, косметика и многое другое. В то же время растет спрос на доставку крупногабаритных товаров, начиная от крупных автозапчастей до сантехники и мебели.
Хочу отметить, что первом квартале 2024 года объем отправок до маркетплейсов в компании увеличился почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Вы упомянули о проблеме нехватки квалифицированных кадров в логистической и транспортной отраслях. В какой степени это коснулось вашей компании, и как «Байкал Сервис» решает эти вопросы?
Да, по всей стране в логистической отрасли сейчас наблюдается кадровый дефицит. Особенно остро ощущается нехватка водителей большегрузного транспорта (категории «CE»). В дефиците также складской персонал всех уровней, прежде всего, линейного — водители погрузчиков, приемосдатчики, грузчики и т.д.
В результате, сроки закрытия вакансий по складскому линейному персоналу в нашей компании по России выросли на 30-40 %, в Москве в среднем этот показатель вырос с 5 рабочих дней до 10, а порой и более. Увеличились на 30-40% и зарплатные ожидания кандидатов.
Как я уже сказал, текучка характерна преимущественно для линейного персонала. Довольно часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда, скажем, грузчик с легкостью меняет место работы, встретив другое предложение: либо чуть большей заработной платой, либо более легкими условиями труда. То есть, закономерно сегодня фокус в работе с персоналом сместился с привлечения сотрудников на их удержание. И мы, как работодатели, сегодня должны приложить все усилия, чтобы наши сотрудники, приходя в компанию, захотели остаться в ней надолго. Поэтому наряду с комфортными условиями работы и дружеской атмосферой мы предоставляем любому сотруднику компании возможности карьерного роста как вертикального, так и горизонтального. А, учитывая тот факт, что у «Байкал Сервиса» 117 филиалов, сотрудники имеют возможность выстраивать свои карьерные траектории в рамках компании по всей стране.
Какие еще причины, помимо дефицита водителей, сдерживают развитие логистического бизнеса?
Еще один барьер в отрасли сегодня связан с нехваткой складских площадей. Недостаток складских площадей во многом связан с ростом активности со стороны игроков из сферы e-commerce, где увеличение количества заказов, по данным аналитиков, только на двух основных маркетплейсах к концу 2023 года составило порядка 55% к цифрам 2022 года. Более сложная логистика потребовала значительного увеличения глубины складских запасов. Кроме того, продолжилась тенденция перемещения в мегаполисах промышленных и складских территорий за город в пользу строительства жилой недвижимости. Все эти факторы привели к уменьшению вакантных площадей и, как следствие, к галопирующему росту арендных ставок.
За последние годы транспортная компания «Байкал Сервис» кардинально изменила свой подход к выбору и использованию экспедиционно-складских площадей. В зависимости от региона присутствия мы ищем площади, где, по возможности, можно с «нуля», по собственному проекту создать всю необходимую инфраструктуру для терминалов. Таким образом, с начала года мы улучшили условия и повысили качество обслуживания на Сахалине, Алтае, Армавире. В мае открыли новый терминал площадью почти 4500 кв. м на юго-востоке Москвы.
Как в вашей компании решают вопросы с обновлением автопарка и обслуживанием? Насколько отечественные автопроизводители способны удовлетворять спрос и обеспечивать качество поставляемой техники для грузоперевозок?
Санкции оказали сильное влияние на рынок грузоперевозок в России. Отечественные производители, такие как КАМАЗ, пока не справляются в полном объеме с существующими потребностями рынка. Думаю, что при текущих ценах в 2024 году на рынке существенного увеличения дефицита техники ждать не приходится. Скорее стоит ожидать расширения предложений со стороны китайских партнеров и некоторой стабилизации цен.
Расходы на обслуживание подвижного состава компании за последние 1,5 года выросли на 30%, и связано это, прежде всего, с инфляцией и падением курса рубля. Автопарк является основой для качественного предоставления услуг нашим клиентам, и в компании «Байкал Сервис» он состоит из грузовиков отечественного производства. В последние годы мы автопарк унифицировали, тем самым оптимизировав обслуживание и ремонт, что позволило сократить время доставки, повысить качество предоставляемых услуг по всей филиальной сети. В прошлом году мы на 30% расширили свой автопарк, приобретя новые грузовики Газель NEXT, Газон NEXT и МАЗ, которые уже вышли на маршруты. Важно, что дилеры отечественных автопроизводителей работают во всех уголках страны, поэтому с обслуживанием транспортных средств проблем не возникает.
На 2024 год в планах только обновление в рамках замены выработавшего свой ресурс автотранспорта. В основном это легкие коммерческие грузовики, работающие по городу.
Ваши прогнозы по развитию рынка перевозок на 2024 году?
Если говорить про рынок в целом, в прошлом году автоперевозки внутри России подорожали в среднем на 30–40%, и в ближайшее время этот тренд продолжится. По-прежнему будет ощущаться острый кадровый дефицит водителей и складского персонала, большегрузного транспорта, а также свободных современных складских площадей. Одним словом, все устойчивые тренды прошлого года продолжатся.
Если еще раз подвести некоторую черту под 30-летней историей развития ТК «Байкал Сервис», назовите основные факторы, благодаря которым такая крупная транспортная компания, как ваша, может продолжать успешное развитие в России?
В этом году «Байкал Сервису» исполняется 30 лет. За годы работы компании изменения по качеству происходили от «общего к частному» — от массовых скидок для клиентов мы перешли к персонализации, к более внимательному отношению к запросам каждого заказчика. Обеспечив достойное качество услуг, мы стремимся управлять скидками персонализировано, то есть быть клиентоориентированными.
Еще один проверенный рецепт долголетия нашей компании — это сложившийся годами коллектив единомышленников, в котором сотрудники уже не одно десятилетие трудятся по всей стране от Калининграда до Владивостока. И нам важно сохранить нашу команду, предложив им комфортные условия труда и возможности для профессионального роста и самореализации для каждого сотрудника.